Велосипед давно перестал быть примитивной машиной на мускульной тяге, сейчас – это высокотехнологичный аппарат. Чтобы в вашем доме велик чувствовал себя хорошо, не помешает знать о его составных частях. 

Содержание:

1. Обода

2. Ниппели

3. Рулевая колонка

4. Грипсы

5. Руль велосипеда

6. Тормоза

7. Вынос вилки

8. Манетка

9. Вилка

10. Рога

11. Подседельный штырь

12. Седло

13. Рама

14. Задняя и передняя втулка

15. Цепь

16. Покрышки и камеры

17. Кассета

18. Петух

19. Эксцентрик

20. Спицы

21. Педали

22. Система шатунов

23. Каретка

Обода

Обод – это основа колеса, чаще всего металлическое кольцо особого профиля, на котором фиксируются спицы и покрышка с камерой. Существует множество вариаций деталей этого типа, например, по материалу выпуска выделяют: стальные, карбоновые, из алюминиевого сплава и несколько вариаций собственных разработок ведущих мировых брендов.

Чаще всего встречаются обода:

- Alex Rims;

- DT Swiss;

- Mach 1;

- Mavic.

Ценник стартует от пары сотен рублей и переваливает за 6 тысяч штука.

Ниппели

Ниппель – это выступающая часть покрышки, которая необходима для накачки шин воздухом и последующего удержания оного. Компонент имеет форму вытянутой трубки на конце которой имеется обратный клапан с резьбой для крышки. Выводится деталь через соответствующее отверстие в ободе.

Самые распространенные ниппели на данный момент – это три типа:

- автомобильные/мотоциклетные;

- велосипедные;

- спортивные.

При выборе камеры нужно пристальное внимание уделять именно этому компоненту.

Зажим подседельного штыря

Зажим подседельного штыря представляет собой компонент, обеспечивающий надежную фиксацию сиденья в неподвижном состоянии.

Часто встречаются классические детали, которые стягиваются соединением болт-гайка, еще один вариант – эксцентриковый зажим. Это более технологичное решение, с помощью болта с гайкой подбирается уровень натяжки, а рычаг неподвижно фиксирует сиденье на оси.

Стоимость начинается примерно от ста рублей и заканчивается на уровне нескольких тысяч, если речь идет о брендовых деталях.

Рулевая колонка

Рулевая колона на первый взгляд представляет собой простой компонент, на деле это сложный механизм, включающий подшипники и множество других компонентов в зависимости от конструкции. Простейшая компоновка состоит из: колец, верхнего и нижнего подшипника, двух чашек, все это позволяет трубе свободно вращаться в стакане.

Существует четыре типа узлов:

-  резьбовые, классика;

- безрезьбовые или неинтегрированные;

- полуинтегрированные;

- интегрированные.

Дольше всего механизм служит при периодическом обслуживании, хотя бы раз в сезон. Необходимо разбирать блок и чистить от абразива, изношенные детали меняются при этом, а целые смазываются.

Как и любой компонент, бюджетные версии можно приобрести за пару сотен, а вот более качественные могут стоить тысячи рублей. Например, TOKEN TK070 1-1/8" – около 3500.

Грипсы

Это попросту ручки, но аксессуары могут оказаться намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Подбирают их по нескольким параметрам:

- во-первых, амортизации удара при преодолении препятствий;

- во-вторых, проскальзыванию при влажной погоде;

- в-третьих, мягкости, которая важна при дальних переездах;

- в-четвертых, прочности и устойчивости к истиранию.

Чаще всего встречаются силиконовые, резиновые различной жесткости и паралоновые.

Самые дешевые за пару обойдутся около 200 рублей, а более качественные 2000 и дороже, есть варианты, совмещенные с рогами.

Руль велосипеда

Руль является неизменной составляющей велосипеда, за него райдер удерживается в процессе езды и меняет направление движения. Кроме того, на трубе можно разместить различную навеску, как фонари или бортовые компьютеры.

Форма может быть прямой, с усиленной перемычкой, “бараньи рога” и “бабочка”. Материалом изготовления выступает титан, карбон, алюминиевый сплав, сталь или хром-молибденовый сплав.

Самые распространенные диаметры – 25,4 и 31,8 мм.

Более менее качественный руль можно купить за 1000 рублей, дальше цена может вырасти в десятки раз, если необходимы сложные модели из дорогого материала с брендовой маркой.

Тормоза

Тормозная система – это основа безопасности велосипеда и часть, вызывающая больше всего споров среди спортсменов. Существует множество вариаций, которые делятся на механику и гидравлику.

По принципу действия выделяют следующие группы:

- ободные, которые останавливают вращение колеса, путем сжатия обода;

- дисковые, для работы которых на оси колеса крепится тормозной диск (размеров 140, 160, 180, 185 и 203 мм) и механизм, схватывающий его;

- ножные – самые надежные и простые, срабатывающие путем поворота педалей назад;

- роллерные, которые были экспериментом марки Шимано по созданию идеала, сочетающего плюсы ножных и дисковых систем.

За исключением ножного варианта, для остановки используется специальная ручка, которая размещается на руле велосипеда. Усилие сжатия позволяет регулировать интенсивность торможения. На данный параметр так же влияет размер рычага, то есть длина.

В гидравлическом тормозе применяется специальная жидкость DOT или масло, но второй вариант сложнее найти и он дороже. Для его заливки имеется специальная емкость на руле, в ней встроен клапан, который позволяет сохранять давление на необходимом уровне при попадании воздуха.

Помимо описанных элементов, для работы тормозов необходим узел, сжимающий диск или обод после нажатия рычага. Существует несколько вариантов систем:

- калипер, работающий в гидравлических устройствах. Этот вариант систем сложнее технически, но не требует особого внимания при эксплуатации, вплоть до того, что до полного истирания рабочих частей нет необходимости проводить регулировку;

- v-brake, это вариант с креплением на перьях вилки. При работе стремится разжать перья, потому необходим узел с достаточной жесткостью, качественный. Отличается простотой, но требует периодического обслуживания.

Завершающая часть системы тормозов – это тросы и гидролинии. Их можно встретить проложенными по раме, либо внутри нее на более дорогих моделях. Тросы выполняют из стали, либо составными, часто размещают в специальных трубках для защиты. Гидролиния – это трубчатая магистраль, по которой движется жидкость, передающая давление и запускающая машинку на диске.

Роллерный тормоз можно купить в пределах 1500 рублей, гидравлика в разы дороже, например дисковый FORMULA RO на перед 1000мм – 15 тысяч и это далеко не самый дорогой вариант.

Вынос вилки

Вынос представляет собой деталь, устанавливающуюся в рулевую колонку и оснащенную креплением для руля. Вынос может иметь различную длину и суть его в изменении геометрии велосипеда и посадки райдера, как следствие. Длина варьируется от 0 до 140 мм, причем, чем ближе к максимальному значению, тем ближе положение спортсмена к горизонтальному, что наиболее актуально для шоссейных машин. Подбирать точное значение необходимо в соответствии со стилем катания.

Другой важный параметр выноса – это диаметр устанавливаемого руля. Сечение в 25,4 мм подходит для городских и трюковых (BMX), 31,8 мм – большая часть маунтин-байков. Еще один вариант предназначен под руль в 35 мм, но встречается реже.

Вынос вилки стоит пару сотен, если речь идет о дешевых нерегулируемых вариантах, далее цена растет в десятки раз, если нужны компоненты с регулировкой и еще дороже с брендовым ярлычком.

Манетка

Манетка, он же шифтер – это узел, отвечающий за переключение передач. Располагается собранная система на руле, обычно выглядит, как небольшой блок с рычажком, который движется по и против часовой стрелки (повышение и понижение передачи). Встречаются варианты в виде встроенной в руль системы, вращение в этом случае происходит по оси перемычки.

Всего существует три типа:

- триггеры;

- грипшифт;

- дуалконтрол.

Так же для переключения передач используется два переключателя: передний и задний. Первый жесткий, устанавливается на звездочках, расположенных на педалях. Задний помимо перемещения цепи по набору звезд должен поддерживать натяжку цепи. Конструкция последнего в этом случае чуть сложнее, имеется специальный подпружиненный рычажок с небольшой звездочкой. Сделать конструкцию жесткой не представляется возможным, так как диаметр звезд меняется значительно.

В основном описанные системы задействуются при помощи тросов, соединенных с манетками.

Стоимость сильно варьируется в зависимости от качества и бренда, например, SHIMANO DEORE M6000-I стоит около 3,5 тысяч за одну.

Рога

Рога – это обвес на руль, который призван создать большее число вариантов хвата. Оборудование существует в большом количестве форм и размеров, но его необходимость зависит от выбранного стиля катания и класса велосипеда.

Основным параметром для классификации считается материал изготовления:

- алюминий. Доступный, легкий, надежный;

- пластик. Дешево, но надежность и удобство оставляют желать лучшего;

- карбон. Дорого, надежно, практическая сторона вызывает споры в профессиональном сообществе.

По длине рога делят на длинные, средние и короткие.

Разброс цены большой, можно найти за 200-300 рублей, а можно за 2-3 тысячи.

Вилка

Вилка различается по конструкции значительно, может оснащаться гидравликой для амортизации ударов, либо быть жесткой. Функции следующие: поворот колеса на необходимый угол, удержание выбранной траектории, восприятие нагрузок при торможении, гашение колебаний в вертикальной плоскости.

Различают несколько типов по материалу изготовления:

- алюминий и сталь – самый доступный и достаточно надежный вариант. Второй вариант прочнее, но тяжелее;

- карбон, дорогой вариант, который применяется для премиальных машин, например, начиная со среднего уровня качественных шоссейников;

- титан. Дорого, делается на заказ, но есть огромный выбор по конфигурации и отдельным параметрам.

По стоимости выбор большой, есть амортизированные за 5 тысяч, а есть жесткие за 10.

Седло

Вопреки распространенному мнению, от мягкости седла комфорт езды не зависит, важнее форма элемента и его положение на подседельном штыре. Если есть участки на пятой точке, в которых при длительной езде давит или начинает болеть, нужно регулировать положение седла. Устанавливается оно экспериментально, процесс не быстрый, но оно того стоит.

Выделяют две основных группы по материалу изготовления:

- кожзам. Дешевле, однако, не так надежен, не так красив и не отводит лишнюю влагу;

- натуральная кожа. Этот вариант не имеет недостатков предыдущего, но по цене значительно дороже.

Очевидно, что безымянный дермантин на сезон можно поставить за 100-200 рублей, качественные уже будут стоить от 1000 и выше.

Подседельный штырь

Фактически это простая труба, которая устанавливается в раму, а сверху фиксируется сиденье. Выпускаться может жесткой или амортизированной, разумеется, второй вариант значительно дороже.

Жесткие детали в основном выпускаются из следующих материалов:

- сталь;

- сплавы алюминия;

- титан;

- карбон.

Форма может быть одинаковой на всей протяженности, либо трубы выступают баттированными. Это значит, что для экономии материала диаметр различается .

Важным показателем штыря является его длина, от выбранного значения зависит безопасность, комфорт, а значит посадка.

Распространены диаметры: 1 дюйм (25 мм), 1,1 (27,2 мм) и 1,25 – 31,6 мм.

Подобрать есть из чего: с 1500 начинаются более-менее качественные изделия, но SYNCROS FL1.0 CARBON OFFSET достигает отметки 8000 и это не предел.

Рама

Разумеется, рама – это основа конструкции, все остальное навешивается на нее. Каркас должен быть жестким, потому выполняется из труб в форме треугольника.

Распространены следующие материалы:

- титан различных марок, от точного состава зависит параметр жесткости;

- сталь – самый жесткий вариант, но и самый тяжелый;

- алюминий, выигрывает по весу, но недостаточно жесткий, потому не подойдет для некоторых типов машин;

- карбон. Это дорого, но вес минимальный, часто используют в качестве составных рам, то есть из материала выпускается только часть деталей.

Все чаще встречаются баттированные каркасы, то есть трубы в них имеют разную толщину в зависимости от нагрузок, которые воспринимает участок конструкции.

На раме экономить не стоит, можно приобрести надежные изделия за 10000, но усердствовать не стоит, например, SCOTT SCALE 700 (HMX) (BB92) стоит около 75 тысяч и есть значительно более дорогие модели.

Задняя и передняя втулка

Втулки в конструкции применяются для того, чтобы надежно установить колеса велосипеда и обеспечить их беспрепятственное вращение. Фактически это трубка рассчитанная на монтаж спиц колеса, имеются подшипники, которые минимизируют трение, а значит увеличивают накат и снижают усилие, необходимое для движения вперед.

Со временем подшипники изнашиваются, продлить их срок может качественная установка и смазка. Однако, через пару сезонов (зависит от интенсивности эксплуатации и стиля езды) их придется менять. Работа достаточно простая, потому легко можно сэкономить на посещении сервиса.

Разброс стоимости обширный, можно найти за 2,5 тысячи, а можно и за 13000.

Цепь

Цепь – это довольно сложная часть, от которой зависит передача вращения от педалей на заднее колесо.

Конструкций несколько, причем, призваны они добиться оптимального отношения между весом и функциональными возможностями. В случае с этим компонентом, важными аспектами является склонность к растяжению и боковому изгибу (связано с принципом переключения передач).

 

Методы соединения пластин системы следующие:

- боковые пластины крепятся при помощи втулок;

- соединение без втулок. В этом случае звенья удерживаются благодаря наличию выштамповок на каждой пластинке;

- для облегчения часто применяют перфорированные пластинки и полые втулки. Такая структура повышает склонность к вытягиванию в процессе эксплуатации, кроме того, цепь плохо выдерживает ударные нагрузки;

- повторяющиеся звенья. В этом случае все детали выглядят одинаково, но подходят только для односкоростных велосипедов, в которых позволяют точнее регулировать длину. 

Цепи лучше покупать качественные, такие по ценнику начинаются от 1500 рублей.

Покрышки и камеры

Выбор резины – это важный шаг, который должен зависеть от нескольких факторов:

- во-первых, стиля катания;

- во-вторых, класса велосипеда;

- в-третьих, качестве дорожного полотна.

Конструктивно элемент включает четыре компонента: протектор, борта, корд и бортировочный трос.

Размер покрышки выбирается исходя из международной системы ISO. В этом случае оценивается примерный диаметр готового колеса в сборе после накачки, ширина и посадочная ширина обода. Последний показатель варьируется от 15 до 23 мм с шагом в 2 мм.

Разумеется, без камеры резина бесполезна, речь идет об эластичном “бублике”, который вкладывается в промежуток между ободом и резиной. Основная его задача поддерживать накачанное давление на определенном уровне.

Учитывать при выборе необходимо следующие показатели:

- диаметр обода (посадочный);

- разброс ширины покрышек, которые будут использоваться;

- тип ниппеля.

Выпускают элементы из каучука или латекса.

Цена покрышки стартует с 250 рублей от малоизвестного производителя и добирается до ценника автомобильных, если оснащать нужно спортивные модели для профессионалов. С камерами дела обстоят примерно так же: в среднем 100-1500 рублей.

Кассета

Кассета – это набор звездочек, которые фиксируются на задней втулке. Обычно деталь насчитывает 5-12 элементов, которые фиксируются с помощью гайки. Чаще всего встречаются комплекты в 9-11 составляющих.

Выбор опять-таки зависит от потребностей и стиля езды, важным аспектом при покупке является число зубьев, которое обычно варьируется от 11 до 42 на большой звезде.

С ценами понятно: разброс большой, нужно ориентироваться на потребности, к примеру, SHIMANO, HG200, 9СК.,(11-36T) обойдется около 1100 рублей.

Петух

Параллельно с серийными алюминиевыми и карбоновыми рамами появился компонент – петух. Деталь служит для фиксации на каркасе заднего переключателя скоростей. Так же элемент призван защищать базу от ударов и воспринимать нагрузки от заднего переключателя.

Выпускаются компоненты на основе стали (недорого, прочная, можно править, ржавеет), алюминий (часто ломается при правке, расходник, но легкий и доступный), карбон (дорогой, легкий, сложен в ремонте), титан (дорогой, но уступает по многим пунктам стали).

Более менее рабочую деталь можно купить не дешевле 500 рублей, но лучше ориентироваться на 1500.

Эксцентрик

Эксцентрик призван упростить крепление колеса к раме, однако, обладает рядом недостатков. Во-первых, страдает безопасность, ведь на улице колесо снять могут буквально за пару движений. Во-вторых, со временем деталь ослабляется и надежность соединения падает. В-третьих, деталь ослабевает раму в отношении сопротивляемости ударным нагрузкам.

Представлен двумя типами: классика и регулируемый. Минимум цены начинается от 500 рублей.

Спицы

Спицы – это металлические тросики, которые равномерно распределяются и натягиваются между ободом колеса и втулкой. За счет них выставляется точная окружность и поддерживается форма.

Основными пунктами при выборе комплекта являются следующие:

- угол наклона к радиусу колеса, варьируется от 0 до 90;

- число спиц;

- диаметр фланца втулки и обода.

Если имеется угол до 90 градусов в отношении обода, колесо становится эффективнее при разгоне и торможении. Чем меньше угол, тем меньше масса и выше поперечная жесткость.

Хороший набор из нержавеющей стали можно приобрести в пределах 1500 рублей.

Педали

Важная деталь, обеспечивающая вращение цепи ногами. Педали представляют собой платформы, закрепленные на рычагах с помощью вращающихся втулок. Обороты происходят за счет подшипников, исключающих трение и упрощающих эксплуатацию.

Данная деталь продается парами и представлена несколькими группами:

- обычные платформы, могут иметь различную форму, размер и конфигурацию отверстий;

- контактные, то есть со специальными креплениями под обувь. Такие подходят спортсменам, обеспечивают неподвижное соединение ног с площадками, потому тяга происходит не только при опускании педали, но и при подъеме ноги.

Простейшие пластиковые можно взять за 500 рублей, хорошие начинаются от 1500, например, некоторые модели Шимано.

Система шатунов

Шатун – это довольно сложный механизм, сочетающий звезды, каретку. Цель его сводится к передаче вращения от педалей на заднее колесо, фиксируется вся система в сборе на раме.

Для выпуска применяют сталь, алюминий, титан, карбон. Типовые размеры учитывают длину шатуна, которая варьируется от 150 до 185 мм.

Разброс значительный по стоимости, например, Shimano Tourney TY701 обойдется чуть меньше 2 тысяч.

Каретка

Этот компонент внешне прост, однако, при работе переносит серьезные нагрузки. Помимо силовой энергии вращения, на данном участке высок риск попадания абразива с дороги, потому компонент нуждается в периодическом обслуживании, чистке и смазке.

Каретка включает корпус, чашку, ось и кареточный стакан, то есть место крепления на раме.

Ноунеймы можно купить за 800 рублей и даже дешевле, а вот фирменные стоят пару тысяч, но смысл раскошелиться на эту деталь есть.

В нашем прокате велосипедов, есть все необходимые детали, для того чтобы поддерживать парк в должном уровне, мы не ждем когда что то сломается, мы меняем деталь заранее, что и вам советуем :)

Выбираем раму для велосипеда: на что обращать внимание Велорама  - главное, составляющее любого велосипеда, это его основа, на которой впоследствии прикрепляются все остальные детали - колеса, руль, подвеска, сиденье. С нее все и начинается при выборе и п