Фрирайд – это не катание вблизи подготовленных трасс, а уход за пределы доступа подъемника. Формат может быть различным, начиная от пеших переходов на сплитборде и до высадки с вертолета – хелиски.

Содержание:

1. Безопасность

2. Места

3. Лавины

4. Снаряжение

5. Основная стойка, траверс

6. Катание по лесу

7. Техники

8. Продольная работа

9. Поперечная работа

10. Целина на лыжах

11. Ошибки

В каждом случае есть свои нюансы и характеристики, с которыми нужно считаться. Есть чисто природные факторы, например, состояние снега. Катание по мокрому будет сильно отличаться от подмороженного, как по поведению борда, так и технике райдера. Стоит отметить, что кататься одной техникой на всех трассах не получится.

Метод подбирается в зависимости от нескольких аспектов, в частности:

  • состояния трассы;
  • температурного режима;
  • уклона;
  • рельефа.

Чтобы начать фрирайдить, нужно выделить и освоить 3 блока информации:

  • физическая подготовка;
  • техника катания;
  • лавинная грамотность.

Относительно спортивной подготовки отметим, что для хорошего фрирайда в принципе необходимо подготовленное тело. Качайте выносливость, силу, но даже при этом пройдет период адаптации, пока тело приспособится к нагрузкам на диких склонах.

Развить необходимые группы позволят циклические виды спорта:

  • плавание;
  • бег;
  • велосипед;
  • гребля.

В формате фрирайда не стоит полагаться только на свои силы, это действительно экстрим, который может дорого обойтись


Необходимо трезво представлять зачем и куда вы едете, не быть излишне самоуверенным и всегда брать с собой компанию. Элементарно, не имея представления о маршруте и спуске, вы рискуете травмироваться, заблудиться.

Желательно обращаться к гиду и всегда командой. Это безопасность, есть ведущий, знающий дорогу и способы помочь в экстренной ситуации. Минимум для хорошей команды 4-5 человек, однако, в коммерческой деятельности не редкость команды по несколько десятков сноубордистов.

Раскатывать пухляк нужно поэтапно, обычно после выпадения снега раскатывание начинается неподалеку от доступных на подъемнике мест склона. Постепенно вы будете углубляться, освоив таким образом весь склон. Преимущество такого способа так же в том, что команда разбивается на несколько групп и пухляка однозначно всем хватит.


Меньше всего комфорта будет, если гид ведет большую группу целиком в один кулуар


Кроме того, в горах умейте вовремя остановиться, чтобы понять, когда, нужно следить за состоянием тела. Если появляется ощущение, что все тело и мышцы проработано, пора останавливаться. В противном случае легко получить травму.


Безопасность

Безопасность во фрирайде – это основной аспект, от которого может зависеть ваша жизнь или здоровье. Именно поэтому полезно записаться на курсы подготовки, где вам предоставят всю базу знаний, в том числе практические по обращению со снаряжением и оборудованием.

После освоения стоит проработать технику безопасности со своей командой. Это позволит упростить и ускорить оказание помощи, например, в случае схода лавины.


Очень важно доверять друг другу, быть уверенным, что напарник не запаникует и сможет адекватно оказать помощь в горах


Кроме того, подбирать группы стоит по уровню катания. Если в вашей компании есть сноубордист, который явно слабее остальных по подготовке, придется ориентироваться на него. Только так можно обеспечить безопасность. В то же время, такой райдер будет тормозить группу, возможно, стоит подумать о его замене или чередовать рельефы по сложности, чтобы всем было комфортно и интересно.


Места

В России и странах СНГ есть несколько основных мест, с которых можно начать эксперименты во фрирайде:

  • Шерегеш;
  • Гудаури;
  • Хибины;
  • Эльбрус.


Лавины

Помимо чисто технических моментов, необходимо заранее продумывать маршрут. Непосредственно на склоне так же требуется соблюдать некоторые правила безопасности, например, чтобы не спровоцировать сход лавины.

Есть несколько распространенных ошибок, которые могут привести к ЧП:

  • несколько райдеров начинают спуск друг за другом;
  • несколько райдеров начинают кататься одновременно;
  • один из сноубордистов в команде проезжает закрытыми поворотами по склону с большой амплитудой.

Все эти ситуации легко могут спровоцировать сход лавины. Чтобы избежать проблем, связанных со сходом снега, возьмите с собой соответствующее сигнальное оборудование и инструмент для копания. Перед выездом тщательно проверяйте погодные условия и обстановку на склонах.

В идеале ехать строго по одному, причем, оставшиеся на вершине спортсмены следят за спускающимся, а в финале, спустившиеся за последним райдером.


Проталины, участки no-fall, промоины, ручьи – всех этих мест желательно избегать. На высокой скорости падение может быть очень опасным, вплоть до гибели. Например, большой перепад высоты, если вы не мощный прорайдер, может оказаться последним


Не исключены ситуации, которые не так опасны, но могут серьезно помешать. К примеру, плоские участки просто не позволят вам двигаться на доске, их проще избегать.

Один из важных моментов фрирайда – это готовность отступить назад. Так как поиск места для спуска может быть крайне непредсказуемым, вы можете найти участок в таком состоянии, когда отдых скорее будет опасным, нежели веселым.


Если чувствуете опасность, лучше отказаться от спуска!



Снаряжение

Так как наличие снаряжения у райдеров не регламентировано, необходимо знать, что является жизненно необходимым.

Список необходимого:

  • шлем. Из всех элементов защитного экипа этот является обязательным, остальное выбирается по вкусу и по степени ответственности человека за свое здоровье;
  • радиосвязь. Обязательно иметь при себе рацию, телефон, дополнительные батареи или еще одну дублирующую рацию. Связь должна остаться в любом случае, без исключений;
  • бипер. Перед стартом его обязательно проверить лично каждому члену группы. Для полной уверенности ведущий группы должен проверить бипер при помощи трансивера в режиме поиска;
  • запасная маска (именно маска, а не линза), одежда для утепления на случай ухудшения погоды, немного горячего питья в термосе и еда для перекуса.

Ответственность за готовность участников и снаряжения, в значительной мере лежит на гиде. Он обязан тщательно и понятно описать предстоящий спуск и все, с чем на нем столкнутся участники. Чтобы катание было максимально безопасным, гид или опытный член группы спускается первым и еще один последним.


Основная стойка, траверс

Прежде, чем отправиться на дикие склоны в формате фрирайда или беккантри, предварительно полезно как следует натренироваться. В идеале, делать первые шаги в этом экстремальном виде катания только после того, как вы будете уверенно кататься по подготовленным трассам.

Для начала лучше всего подойдут бугры, они находятся между подготовленных трасс, где множество препятствий, покрытых снегом. Основное их преимущество в том, что они не подвержены сходу лавин. Кроме того, бугры – это отличные естественные препятствия для прыжков и маневрирования.


Бугры имеют и недостатки, в частности, каждое движение на спуске будет проверкой вашего равновесия


Чтобы свободно кататься здесь, необходимо соблюдать основную стойку сноубордиста:

  • взгляд направлен в сторону движения, прямой;
  • плечи расположены по положению доски;
  • таз немного развернут в сторону движения;
  • ягодицы напряжены;
  • ноги слегка согнуты.

При таком положении вес будет свободно перемещаться между правой и левой ногой, что упростит балансирование.

Проще всего начинать на буграх в траверсе, в этом случае следует соблюдать основную стойку и отрабатывать все неровности.

Повороты в траверсе выполняются по простому алгоритму:

  • для начала прислушайтесь к своим ощущениям, это поможет доехать до места, где будет комфортно;
  • затем вес тела переносится на переднюю ногу, взгляд направлен вниз по направлению движения;
  • выполняется перекантовка;
  • на выходе из дуги вес тела переносится на заднюю ногу;
  • доска прокатывается под собой с передней ноги на заднюю.

Спуск в этом стиле проходить, сочетая несколько траверс под разными углами.

Равновесие на буграх помогает поддерживать исполнение плавных поворотов. В этом случае требуется избегать резких движений корпуса, плеч, таза. Работают только колени, остальное тело стабильно.

Совершается несколько основных движений для поворота:

  • вертикальная ось. Для этого достаточно работать коленями, поднимаясь или опускаясь;
  • диагональная ось. Вес переносится в сторону поворота по диагонали;
  • поперечная ось. При повороте происходит небольшой наклон в его сторону;
  • продольная ось. Подразумевает правильное положение центра тяжести, который должен оказаться между креплениями.

Освоив траверсы, можно усложнить задачу. Для этого переходите на более крутые склоны с буграми, начинайте отрабатывать повороты меньшего радиуса. Освоив бугры можно говорить о полноценном фрирайде, полученные на них знания позволят свободно штурмовать кулуары и пухляк.

Итак, основная задача перед полноценным фрирайдом:

  • научиться поддерживать основную стойку в сложных условиях;
  • отрабатывать все неровности ногами;
  • исполнять круглые повороты без резких движений.

Важно понимать, что катание состоит из целого комплекса движений и их вариантов. Правильнее всего ехать поворотами среднего радиуса, двигаться по линии падения воды, так как при этом риск схода лавины минимален. Траверсами кататься опасно, они хороши только для подготовленного склона или бугров.

Крутые спуски можно пробовать только при высоком уровне подготовки. Психологически подготовьтесь к скорости, это позволит не бояться крутых склонов. Такой спуск может быть адекватным не раньше освоения коротких дуг.

Не застрахован райдер от попадания в кулуары, они могут буквально появиться на незнакомой трассе. Здесь также необходимо быть готовым, узкое пространство сложнее, но при хорошей подготовке без проблем проходится.


Прыжки пригодиться освоить. Речь не о фристайле, а о небольших подскоках, которые могут помочь пройти препятствие. Важно не только научиться отрывать борд от склона, но и безопасно приземляться



Катание по лесу

Для покорения более сложных маршрутов, как лес, учитывать несколько моментов:

  • обязательно знать, куда вы едете, потому, необходимо самому иметь представление о местности, либо взять с собой напарника, отлично знакомого с территорией;
  • смотрите всегда между деревьев, если смотреть на них, то обязательно врежешься;
  • обязателен контроль за скоростью, так как во фрирайде много препятствий и только так можно их успеть объехать;
  • носите защиту. Маска защитит не только от снега и света, но и от веток, аналогичная ситуация с наколенниками/налокотниками, при падении спасет шлем и защита спины;
  • следите друг за другом. В пределах одной группы старайтесь далеко не разделяться, всегда держитесь вместе и наблюдайте, чтобы остальные не потерялись. Обязательно иметь с собой средства связи, заряженный телефон или рацию, GPS.


Техники

При катании по отратраченным поверхностям можно использовать только технику заваливания корпуса, то есть движение передним кантом – заваливание вперед, задним – заваливание назад. Для тяжелого снега этого будет мало, необходимо научиться загружать и разгружать доску, то есть работать краями.

При прохождении дуги корпус заваливается внутрь нее, примерно в середине ее доска максимально нагружена. Чтобы разгрузить борд, нужно как бы подобрать конечности под корпус, тогда она выпрямляется и дает возможность начать заваливание в другую сторону для поворота.

Корпус при этом держится примерно на одной линии, а работу совершают ноги. Однако, начинается движение с тела, оно как бы подбирается вверх, помогая подтянуть ноги, создается своего рода импульс. Некоторые райдеры называют это движение подскоком, но это не верно, так как фактически отрыва от склона не происходит.


По следам на снегу легко увидеть степень и участки загрузки доски. Дуга хорошо просматривается, особенно в центре, где загрузка снаряжения максимальна. Однако, на участках перекантовки можно и вовсе потерять контакт со склоном



Продольная работа

Также в движении необходимо смещать центр тяжести (работа в продольном направлении доски), это происходит при перекантовывании. Для изменения направления дуги нужно сместить центр вперед, в сторону ведущей ноги. При этом важно избегать слишком сильного его переноса вперед, он не должен сместиться слишком далеко, иначе она станет осью вращения.


Поперечная работа

При движении и совершении поворота корпус заваливается в ту же сторону. Это облегчает выталкивание задней части борда и позволяет завершить дугу.


Целина на лыжах

Для катания по целине необходимо учесть несколько особенностей:

  • иметь соответствующее снаряжение, мы в прокате лыж, выдаем только качественный инвентарь компании Ficher, с широкой талией.
  • учитывать состояние снега. Начинать проще там, где под слоем пухляка есть более-менее плотная поверхность. Гораздо сложнее работать там, где один пухляк;
  • следует создать опору, для этого на обе лыжи необходимо оказывать равномерное давление. Это формирует единую площадь опоры и позволяет избегать провала одной из ног. Проще всего всплывать на скорости;
  • не стоит использовать заднюю стойку, так как она не позволяет гибко реагировать на изменения ситуации.

Есть несколько способов катания по целине. Более сложный способ – это движение на высокой скорости, при котором происходит всплытие и райдер начинает двигаться буквально по поверхности снега. Проще находить опору под слоем пухляка и двигаться уже за счет нее. Начинать освоение целины лучше со второго метода, чтобы уже потом перейти ко второму.


Обязательно помнить, что на пухляке лыжи практически всегда находятся под слоем снега, который их придавливает и держит. Именно поэтому не получится рулить усилием ног



Ошибки

Часто на склоне можно понаблюдать за райдерами, совершающими типичные ошибки:

  • неправильная стойка. Нужно удерживать неподвижной верхнюю часть тела, не перенапрягать поясницу слишком сильным наклоном;
  • работа на борде происходит исключительно за счет таза, колена и голеностопа;
  • катание с прямой спиной или ногами;
  • не чувствуется доска, люди могут перегружать переднюю или заднюю ногу.

Многие райдеры не прорабатывают углы, под которыми расположены ботинки на борде. Крепления необходимо регулировать, однако, не существует универсальной системы, градус определяется опытным путем. Это связано с различиями в физиологии и строении. Главное правило, на которое нужно опираться при выборе стойки – это возможность присесть, согнув колени.


Если рекомендовать нечто более-менее универсальное, то подойдет «австрийская стойка», при которой ведущая стопа устанавливается под 24 градуса, а вторая - -6. Правильно подобранная стойка исключает проблемы в повороте, не связанные с техникой


При исключении ошибок удастся добиться максимальной выносливости, кататься долго и спокойно, не прикладывая лишних усилий и движений.

Разумеется, серьезное влияние на поведение борда оказывает его форма, прогиб и прочие характеристики. Например, кембер помогает всплывать, особенно при маневрировании, улучшает контроль над доской.

При покупке важно не ошибиться с выбором нескольких характеристик:

  • вес, ростовка, размер (райдерам с большими стопами однозначно нужен широкий борд);
  • степень подготовки райдера.


Большинство ошибок связано с тем, что человек начинает осваивать фрирайд, не отработав хорошую технику


Сноуборд для фрирайда: как выбрать и освоить Выбираем сноуборд для фрирайда. Простейшие техники катания.