Катание на лыжах подразумевает их постоянное обслуживание. Реализуются процессы между сезонами, на период хранения между временами года и перед каждым заездом по склону.

 

Процесс подготовки и обслуживания включает несколько основных направлений. Нужно проверить состояние поверхностей и конструкции в целом, отремонтировать повреждения, покрыть скользящую часть специальным составом.

Канты

Начать стоит с кантов, они должны быть острыми. При визуальном осмотре можно выявить повреждения и зазубренные кромки, если недостатков нет, проверяем ногтем. Нужно немного поскрести по кромке, если при этом появится тонкая стружка, значит канты готовы к применению и не придется их восстанавливать.

 

Если обнаружены описанные или прочие проблемы, то кромки нужно наточить. Многие спортсмены считают этот этап подготовки к сезонам основным.

Тупые канты имеют два основных недостатка:

- поведение лыж становится непредсказуемым и само катание – небезопасным;

- на жестком склоне повороты становятся тяжелыми, теряется маневренность, спортсмен практически не имеет контроля.

Заточить можно собственными силами или обратиться к специалистам центра. Необходимо выдержать определенный угол, который зависит от уровня подготовки лыжника. Начинающим подойдет прямой, с ростом профессионализма острота увеличивается, но это приводит к ускоренному истиранию.

Новичкам допускается скашивать кромку в пределах 0,5-3 градусов со стороны скользящей поверхности. За счет полученной геометрии лыжи будут вести себя на склоне послушнее и многие ошибки райдеру простят. При этом снижается маневренность, потому повороты совершать сложнее.

Другой вариант – скашивание с боку, при этом растет способность цепляться за плотную поверхность на склоне. Опытные райдеры считают оптимальным среднее значение в 88 градусов с этой стороны. Распространен и комбинированный метод, когда обрабатываются обе поверхности.

Полученный угол оказывает серьезное влияние на стиль катания, упрощая или усложняя определенные аспекты управления. Так для карвинга подойдет угол 87 градусов для жесткой поверхности, для укатанной трассы – 88 и 89 для бугеля. Универсальный стиль для соответствующих описанным условий, потребуется соотношение в 88, 89 и 89.

Заточка собственными силами бесплатная, но требует оснащения инструментом и навыков. Мастер сделает все качественно, но за плату, обычно в районе 500 рублей. Найти мастера можно не только в магазине спортивных товаров и специальных сервисах, есть свой на горнолыжных базах.

Самостоятельная заточка кантов

Для работы понадобится:

- напильник;

- тиски для фиксации;

- брусок с абразивным зерном;

- уголок, на котором можно будет выставить требуемый угол наклона граней или специальный канторез для лыж.

В тисках фиксируется лыжа, обрабатываемым краем вверх, ски-стоп лучше закрепить, чтобы не мешал, подойдет обычная резинка. Напильник использовать с мелкими зубцами, чтобы не повредить материал снаряжения на слишком большую глубину. После этого проводится шлифовка бруском, что позволит убрать повреждения канта от металлического инструмента. Теперь нужно точить канторезом, который ведется от носка к пятке, движения плавные, без рывков, чтобы получить равномерный срез.

 

Снимать слишком большой слой за один сеанс подготовки нельзя, иначе канты быстро будут сточены под самое основание. В этом случае использовать лыжи уже нельзя.

Заточка. Инструкция

- перед началом заточки нужно защитить скользящий слой, для этого его можно оклеить по кромкам. Выравнивать скребком до использования кантореза не обязательно (если начали с парафина), так как образовавшаяся стружка может повредить слой. Удобнее всего в финале поработать скребком, удаляя и посторонние частицы, и лишнюю смазку;

- одеться лучше так, чтобы одежду не жалеть, так как мелкие фрагменты могут попасть на ткань и испортить ее. Вредны элементы и для кожи, так как представляют собой занозы, для защиты подойдут перчатки, глаза оберегаются очками;

- нужно подготовить верстак или стол, в помещении должен быть качественный свет;

- лыжи необходимо надежно закрепить, при этом применяются прокладки для металлических струбцин или губок тисков, что исключает продавливание или повреждение поверхностей. Устанавливается каждая лыжа вертикально;

- положение выбирается по удобству, главное полностью видеть кромки и контролировать процесс. После нескольких попыток тело само найдет оптимальную позицию;

- на канторезе выставляется необходимый угол и крепится специальный напильник;

- перед прохождением режущим инструментом плоскости обрабатываются бруском – это позволяет удалить мелкие заусенцы и зазубрины;

- чтобы не пропустить участки для заточки, кромки можно закрасить маркером;

- двигать канторез нужно от носка к пятке, так не будут образовываться заусенцы во встречном направлении по ходу движения. Естественно, на склоне они могли бы значительно снизить характеристики горных лыж;

- визуальный осмотр является простейшим способом оценить результат, при необходимости процесс повторяется;

- на завершающем этапе уборка помещения.

Крепления

Далее осматриваем крепления. Они являются залогом безопасности на склоне, потому нужно оценить их состояние, даже если перед складированием осмотр проводился.

 

Падение или случайное механическое повреждение могло произойти в любом случае. Так же оценивается устойчивость и жесткость фиксации, шатания быть не должно. При необходимости все протягивается инструментом или проводится ремонт при необходимости, в редких случаях нужно менять комплект.

Перед выходом на склон выставляются усилия, при которых произойдет отстегивание. Для этого нужно учитывать вес самого спортсмена и уровень подготовки. Обычно настройка требуется при первом заезде, когда лыжи только куплены и еще не отрегулированы. Если между сезонами вы резко похудели/поправились, не лишним будет подогнать под себя параметры креплений.

Конструкция, которую предстоит регулировать проста:

- скоба для фиксации;

- два винта.

Процесс можно разделить на два этапа: подгонка по размеру обуви и по росту/весу лыжника. Весь процесс реализуется при помощи одной крестовой отвертки.

Головка и пятка крепления должна надежно фиксировать ботинок, потому носок обуви плотно прижимается к губкам головы крепежа. Скоба в задней части отжимается вверх, по направляющим подводится плотно к пятке и фиксируем. Добиться нужно такого положения, чтобы при нажатии на ботинок лапки фиксатора с щелчком поднимались вверх.

 

Винты позволяют выставить усилие, при котором произойдет спасительное высвобождение обуви. Это позволяет исключить тяжелые травмы в случае падения или прочих негативных событиях на склоне. Спортсменам с правильно выставленными значениями удается избежать переломов и даже вывихов, не говоря уже о возможных травмах, связанных с поломкой лыж, зафиксированных на ноге.

 

На обоих винтах имеется шкала усилий, которые выставляются отверткой. Для получения требуемых характеристик применяют стандарт DIN ISO 11088-1988. Согласно данному документу, существует таблица, для точного соответствия установленных значений и возможностей спортсмена.

Согласно стандарту, выделяют три уровня катания:

- новичок. Класс подразумевает настойку для медленного катания по пологим склонам;

- опытный. В этом случае подразумеваются спортсмены, катающиеся и медленно, и быстро на всех видах трасс, вплоть до черных;

- спортивный уровень. Это экстремальные скорости на красных и черных спусках.

 

По таблице нужно выбрать свои параметры веса/роста и размера ботинка. Пересечение этих двух значений и являются числом, которое нужно выставить на винтах для начинающего райдера.

Опытным нужно сместиться на строку вниз, спортивным – на две. Если параметры лыжника (рост/вес) находятся на различных строках, нужно выбирать верхнюю из них и уже потом корректировать под свой стиль катания.

Скользяк и смазка парафином

Скользящую поверхность нужно осмотреть на предмет гладкости и отсутствия повреждений. Верный признак проблем – налет на кромках, отличающийся по цвету от основного. В этом случае может потребоваться наложение слоя парафина, специальных мазей и обработка специальным утюжком.

 

Парафин необходим для того, чтобы улучшить скольжение лыж на склоне. Иначе поверхность будет слишком сильно сцепляться со снегом, что приведет к торможению. При дальних переходах это приведет к повышению усилий, затрачиваемых на движение, а значит спортсмен быстрее устанет.

 

Парафины для скользящей поверхности являются углеводородными веществами, которые являются побочным продуктом после переработки нефти.

Выделяют три группы смесей по вязкости:

- мягкие/жидкие. Плавление происходит при комнатной температуре;

- твердые. Необходим разогрев в среднем до 70 градусов для расплавления;

- кристаллические. Вещества нужно греть более чем на 70, но точные значения зависят от характеристик парафина.

Положительная сторона составов – водооталкивание. Так как в процессе катания в зоне контакта с лыжей снег тает, это актуально в том числе для сохранения состояния и качества инвентаря.

 

По специфике использования выделяют еще три группы:

- холодные смазки, рассчитанные на температуру воздуха ниже -12 градусов;

- средние подойдут для посещения склонов при от -12 до -2;

- теплые – снег может быть теплее -2.

Разница между составами в содержании фтора. Чем меньше элемента, тем на меньшую влажность и более сильный мороз рассчитана смесь. С высоким содержанием фтора составы подойдут для мягкого влажного климата.

 

Некоторые производители выпускают универсальные составы, в том числе в виде спреев. Например, TOKO Irox Fluoro содержит мало фтора, но работает смазка в широком диапазоне температур от 0 градусов до -30.

Кроме указанного элемента парафины содержат:

- силикон;

- окиси металлов;

- соли.

Нанесение смазки на лыжи

Изначально производители лыж создают идеально гладкую поверхность, которая отлично скользит. Однако, с каждым спуском снег и посторонние включения на склоне наносят незаметные микроповреждения скользяку. Микротрещины и насечки увеличиваются из-за воздействия влаги, в результате лыжи начинают ехать значительно медленнее и с большими усилиями. Парафины нужны для того, чтобы заполнить образовавшиеся пустоты и восстановить равномерность и гладкость.

Удобнее всего жидкие составы, то есть аэрозоли и мази. Принципиальных отличий от твердых составов нет, однако, значительно упрощается процесс эксплуатации в первых двух случаях. Аэрозоли плохи тем, что в процессе нанесения значительная часть разбрызгивается, потому увеличивается расход. Жидкие составы необходимо использовать только на чистой скользящей поверхности, в противном случае не удастся создать надежную пленку.

Если работа с текучей смесью требует термообработки, то прогревать нанесенный слой необходимо при использовании любых вариантов веществ по консистенции. Изначально скользяк очищается, сохнет, затем утюжок прогревается до отметки 150 градусов. Жидкость распыляется на поверхность, причем, для конькового хода потребуется покрыть всю скользящую часть, а для классики нужно оставить без покрытия центр.

 

Далее от носка к пятке состав утюжится, после чего остывает при положительной температуре не менее 10 минут. Нанесенное покрытие обрабатывается щеткой, чтобы удалить излишки материала, не заполнившего микротрещины.

Одного сеанса будет недостаточно, тем более, что при использовании щетки удаляется и часть парафина, проникшего в поры. При каждом последующем нанесении, в трещинах состав уплотняется и скользяк становится качественнее. Эксперты рекомендуют до 10-ти этапов укладки покрытия.

Если смесь подходит для нанесения без термической обработки - это мобильный материал, то есть подойдет, чтобы взять в поездку и обновить покрытие без утюжка и электричества. В этом случае нужно очистить поверхность и просушить каждую лыжу, из пор загрязнения вычищаются при помощи щетки. Небольшой слой смазки наносится и выдерживается в районе 3-5 минут, растирается поверхность пробкой или подушечкой, зависит от предпочтений спортсмена. Затем выдержать 10 минут.

 

Если смазки слишком много, лишнее можно убрать щеткой, но действовать нужно быстро. Проблема в том, что парафины этого типа не поддаются обработке щеткой после засыхания, об этом предупреждают и производители смесей.

Не имеет смысла так же применять вещества непосредственно на склоне между спусками, эффекта от парафинирования не будет, если поверхность предварительно не очищена и не высушена. В лучшем случае скользяк проработает один спуск, после чего весь состав будет стерт.

Для проведения работ рекомендуется не менее часа, при том, что есть помещение для просушки или хотя бы Солнце.

По эффективности смазки этого класса уступают твердым веществам, потому и применяются в виде экстренной меры.

Инструкция по парафинированию:

- в первую очередь снаряжение должно быть чистым, потому поверхности тщательно промываются и при необходимости обрабатываются специальными составами. Нужно взять ветошь и нанести растворитель на скользяк, после протереть сухой тряпкой. Метод позволяет удалить спрессованные посторонние частицы даже из микроскопических канавок. Так нанесенное покрытие будет держаться лучше всего;

- если при катании были получены повреждения, нужно их устранить самостоятельно или обратившись к ремонтнику;

- к подобранной мази всегда прилагается инструкция, с ней нужно ознакомиться, чтобы соблюсти тонкости процессов и получить надежное покрытие;

 

- при работе легко испачкаться, потому лучше использовать одежду, которую не жалко. Важно защитить руки от расплавленного состава и утюжка, с чем помогут справиться перчатки, особенно прорезиненные с обеих сторон, сплошным слоем. Для защиты глаз подойдут специальные очки;

- лыжи удобнее всего закрепить, для чего понадобится верстак или стол высотой до пояса. Использовать металлические крепежи можно только с резиновыми или прочими мягкими прокладками, чтобы не повредить спортивное снаряжение;

 

- в процессе можно сидеть, но так не получится добраться до всех участков лыж, потому удобнее стоять. Положение тела не так важно, главное устойчивость и удобство, чтобы все движения были точными, а руки не дрожали;

- теперь на скользяк можно наносить состав. Твердые парафины прикладываются к площадке инструмента, нагретой до уровня 130 градусов, капли свободно покрывают лыжу, частота зависит от характеристик состава и ожидаемого результата. Обычно спортсмены находят оптимальный вариант методом проб;

Мы, в своем сервисе горных лыж используем только качественный универсальный лыжный парафин Vola.

- утюжок не нужно охлаждать, далее капли равномерно распределяются по всей поверхности. Требуется получить глянцевую, максимально ровную сторону, для чего разогретой площадкой не спеша ведут от носа к хвосту. Нужно прогревать всю площадь, чтобы смесь заполнила щели и микротрещины, но не передерживать, чтобы средство не стекало и не повреждалась основа;

- лишнее соскребается специальным ручным инструментом, образованная стружка убирается по итогам работы.

Цены

Стоимость жидких смесей варьируется в пределах 300-2500 рублей. Мази начинаются с минимальной границы за тюбик в 25 грамм, дороже всего высокофторитые спреи объемом до 50 мл.

Зависимости от применяемого состава и марки/конструкции лыжи нет, однако, нужно учитывать стиль катания. Для конькового хода смазывается по всей поверхности, для классики потребуется смазать центр специальной держащей мазью. Она необходима в точке приложения силы для мощного толчка.

 

Из распространенных марок можно выделить несколько, каждая из которых предлагает обширный выбор мазей. Так SWIX относится к числу средних, потому качественных и доступных, но разброс цен зависит от модели, например, SWIX (-12-25) polar обойдется в 300 рублей, а клистер со скребком SWIX Nero KN22 55g – уже около полутора тысяч.

Доступнее российский Луч, в частности Синтетическая лыжная мазь RAY WT-10 голубая 35 грамм стоит в районе 165 рублей, для всего ассортимента стоимость примерно одинаковая, но и выбор скромнее многих конкурентов.

Зарекомендованы марки, как ТОКО, например, мазь для лыж TOKO Nordic GripWax Red стоимостью около 650 рублей. “Нордвей”, которая часто поставляется наборами, как набор лыжный: мазь для лыж Nordway, 3, ценой 600 рублей.

Точные значения цены зависят от региона, политики продающей фирмы и выбранного состава.

Конец сезона

В конце сезона нужно подготовить снаряжение к хранению. Для этого удаляются загрязнения с поверхности, увлажненной ветошью или специальными составами для очистки.

Крепления необходимо ослабить до минимальных значений. Пружинки в конструкции находятся в постоянном напряжении, если им не давать передохнуть, то это чревато поломками от усталости металла.

Появившийся на поверхности белый налет – это признак необходимости парафинирования. Хранить лыжи допускается с уже обработанной поверхностью, потому в конце сезона можно наносить парафины на скользяк. Повторной обработки не потребуется.

В процессе складирования нужно исключить перепады температуры и высыхание снаряжения. Нельзя размещать вблизи отопительных систем и на открытом воздухе. Чехол закрывать герметично не нужно, следует обеспечить циркуляцию воздуха. Можно складировать лыжи вообще без чехла в открытом состоянии, но так, чтобы нагрузок на них в процессе хранения не было.

После тренировки

После посещения снежных склонов нужно очистить поверхности, для чего достаточно обычной щетки. Эту работу желательно провести сразу после снятия снаряжения с ног, дома лыжи устанавливаются вертикально. Положение позволяет оттаившему снегу стекать вниз, не задерживаясь в образовавшихся порах.

Желательно провести осмотр, чтобы заранее выявить все проблемные места.

И хорошего вам катания!

Обслуживание сноуборда Подробный гад о том как ухаживать о своем сноуборде, для того чтобы он служил вам верой и правдой долгие годы!