Колодки и все элементы тормозной системы потдвержены интенсивному износу. В особенности, это относится к спортивным и экстремальным режимам катания, при которых частые торможения могут вызывать серьезный перегрев компонентов. Мы, у себя в прокате велосипедов, меняем тормоза каждый месяц по мере износа.

Содержание:

Вибрейки
Диски
Разновидности и особенности колодок

Существует 2 наиболее распространенных типа тормозных систем (их больше, но другие встречаются реже):

  • V-brake. Это ободные тормоза, в которых в районе обода колеса располагается 2 колодки на кронштейнах. При нажатии ручки, кронштейны сжимаются, колодки в двух плоскостях прихватывают продольную плоскость колеса и обеспечивают остановку вращения. Это бюджетный тип, но он повсеместно устанавливается на детские и доступные городские байки. Нуждается в частой замене колодок и регулировке по мере их износа;
  • Диски. Могут использоваться в составе механической системы с тросами или гидравлической магистралью для тормозной жидкости или минерального масла. В зависимости от класса, встречаются на байках любой категории.

Предпочтительнее конструкции на базе масла, так как оно не является таким активным химически, как тормозная жидкость. При замене есть риск случайно обрызгать лакокрасочное покрытие и пластиковые детали велосипеда. Если это произойдет с маслом, то ничего не пострадает, а жидкость может вызвать повреждение ЛКП.


Вибрейки

Существует огромное количество вариаций колодок. Принципиальные отличия вибрейков и компонентов для дисковых тормозов, связаны с конструктивными особенностями используемых механизмов.


У первых есть два рычага, объединённые с тросом, при нажатии ручки, они синхронно сжимаются, колодки прикасаются к металлу


Крепление колодок к рычагам осуществляется за счёт встроенных резьбовых осей, впаянных в тело тормозных элементов. Для установки используется не просто гайка, закручиваемая по резьбе, но несколько шайб сферической формы.

Одна имеет выпирающую сторону и плоскость, вторая углубление, соответствующей геометрии. Такая форма позволяет выставлять колодки под углом, относительно плоскости кронштейнов, так как сферы обеспечивает свободное смещение.

Для обслуживания используется несколько инструментов:

  • Шестигранник, чаще всего 5, так как подавляющее большинство колодок фиксируется гайкой соответствующей формы;
  • Чтобы отрегулировать лапки, понадобится отвёртка, шлицевая, крестовая, либо тонкий шестигранник.

Для замены расходников необходимо разжать лапки. Сделать это можно без инструмента. На одном рычаге есть посадочное место для металлической трубки, которая обеспечивает изгиб троса, его плавную работу. Он «сидит» на своём месте, за счёт натяжения тормозов, потому скинуть его можно просто рукой. После этого рычаги разожмутся, открыв свободный доступ к колодкам.

Этапы замены:

  • Старые колодки нужно открутить шестигранником, после этого они свободно снимутся;

  • В отверстия посадочных мест устанавливают новые. Стоит отметить, что эти пазы имеют вытянутую форму, что делает тормоза универсальными, они подойдут под несколько типовых размеров колёс. Шайбы с полусферами должны находиться по обе стороны от кронштейна, это обеспечит пространство для настройки;
  • Всё собирается, но не затягивается сильно, так как понадобится выставить колодки относительно обода колеса. Проще всего это сделать, выставив в сборе и зажав тормозной рычаг;

  • Трубка с тросом устанавливается на посадочное место, лапки встают в исходное рабочее положение. Пора зажать тормозную ручку, чтобы колодки схватили колесо, это позволит им занять положение, строго параллельное плоскости обода в рабочем положении. Каждый компонент выставляется так, чтобы при срабатывании не касаться резины. Необходимо поймать такое положение, чтобы рабочая поверхность колодки полностью прижималась к плоскости. После этого затяните механизм, придерживая колодки рукой, чтобы избежать их смещения;
  • Также нужно правильно выставить лапки, идеальное положение для вибрейков, это 3 мм зазора ло металлической поверхности в спокойном состоянии. Именно из-за этого маленького пространства v-brake очень чувствительны к восьмёркам.

Стоит отметить, что многие колодки на поверхности имеют визуальные отметки для контроля степени износа. По мере стирания может потребоваться регулировка, которая признана компенсировать появившиеся деформации рабочей поверхности и увеличенный зазор.


Диски

Клиперы дисковых тормозов имеют посадочные места, приспособленные строго под определённый типовой размер колодок. Чаще всего встречаются круглые и прямоугольные элементы. Все они могут различаться по размерам. Проще всего снять старые колодки и посмотреть маркировку, чтобы безошибочно выбрать новые.


Как правило, для работы нет необходимости в специализированном инструменте, достаточно обычных пассатижей


Этапы замены:

  • У всех колодок имеются хвостовики, это вытянутая часть металлической платформы, на которой находятся абразивные элементы. Участок выполняет роль рычага, увеличивает интенсивность разжатия колодок за счет пружинки. В этих рычагах находится отверстие, через которое пропускается шплинт. После установки, один из его «усиков» подгибается, для снятия его нужно выгнуть обратно, для чего идеально подходят пассатижи;
  • После выпрямления усиков пассатижами, удобно полностью вытащить шплинт. Это освободит лапки колодок, а также металлическую пружинку, которая находится между ними. Это не классический витой элемент, а изогнутая пластинка из закаленной стали. Шплинт надо аккуратно вытащить и постараться не потерять;
  • Сборка происходит в обратной последовательности. Новые колодки ставятся на место старых, удобно сразу делать это вместе с установленной пружиной. После того, как всё окажется на посадочных местах, шплинт вставляется обратно и один из усиков подгибается.

Если возможности установить новые колодки нет, для дисковых тормозов часто применяют обслуживание. Это актуально в том случае, если появился скрип при торможении, а его эффективность существенно упала. Ситуация говорит о том, что на поверхность колодок попало масло, так как их структура сравнительно пористая. Оно часто проникает глубоко, потому стопроцентно решить задачу позволяет только замена на новые.


Но, в некоторых случаях, обслуживание позволяет немного продлить срок эксплуатации


Для этой задачи колодки снимаются по описанному выше принципу. Дальше понадобится источник открытого огня, например газовой горелки, которой нужно как следует прожечь поверхность расходных материалов. При этом выгорает значительная часть попавшего внутрь масла. Далее поверхность доводится наждачной бумагой, достаточно будет зернистости поверхности Р240 или Р120. Разумеется, нужно дождаться, пока компоненты остынут после пламени горелки. Затем всё собирается в обратном порядке.


Разновидности и особенности колодок

В зависимости от типа тормозов, различаются материалы колодок. Например, для ободных компоновок подходят только органические компоненты, то есть из резины. Другие варианты будут слишком быстро протирать обод, который не восстанавливается. Можно встретить обода, протертые насквозь.

Колодки для вибрейков могут быть 2 типов конструкций:

  • Одноразовые, литые. Это цельная деталь, у которой резьбовой наконечник впаян в рабочую часть. При износе их меняют целиком;
  • Картриджные. В этом случае имеется металлический корпус, в котором меняются фрикционные компоненты. Они дешевле при обслуживании, дают повышенную жесткость в сравнении с альтернативами. Наибольшей эффективностью обладают трехцветные варианты, в которых применяется сразу несколько типов резины с различной жесткостью.

По назначению выделяют универсальные варианты с усредненными характеристиками. Для сухой погоды обладают высокой эффективностью, но она очень заметно снижается при намокании поверхности. Модели для влажной погоды сохраняют приемлемую динамику замедления даже во влажном состоянии.


Для дисковых систем характерна меньшая уязвимость для воды, эффективность при намокании снижается незаметно


По типу материала фрикционных элементов, выделяют следующие группы:

  • Органика или резина. Это дешевые модели с хорошей интенсивностью замедления, но коротким сроком службы. Практически не поддаются «прокаливанию» и болезненно реагируют на влажность. В состав входит до 30% металлических включений;
  • Полностью металлические. В их составе стружка стали и/или меди, которая спекается для поддержания формы. Надежность выше, эффективность работы лучше, устойчивость к влаге также модернизирована, модуляция средняя. Подойдут для тяжелых байков. Они дороже и тяжелее органики, а также известны характерным скрежетом металла при работе;
  • Керамика. Это топовый материал по характеристикам и цене, кроме того, для их эксплуатации необходимы специальные конфигурации роторов. Ресурс максимально возможный из существующих технологий, но есть риск появления сколов при серьезных нагрузках или случайных ударах. Чувствительны к влаге;
  • Полуметалл. В этом составе присутствует органический компаунд, в который вплавлено около 65% металлических включений. Модуляция высокая, устойчивость к погодным условиям высокая. В целом, это оптимальный вариант с положительными сторонами органики и металла.

Традиционно считается, что вибрейки актуально использовать для скоростей в пределах 20-25 км/ч. На уровне 30+ км/ч, тормозной путь слишком большой и их эксплуатация будет небезопасной. В то же время, на городских, детских и прогулочных байках не имеет смысла использовать диски, так как они обладают избыточной эффективностью. Даже могут повысить травмоопасность, ведь для человека, незнакомого с модуляцией, а также привыкшего к замедлению вибрейков, резкое нажатие передней ручки может закончиться на асфальте.


При агрессивном катании вибрейк использовать нет смысла. За один профессиональный спуск в режиме МТБ, комплект органических колодок придет в негодность. При прогулочном и кросс-кантрийном режиме органика «ходит» около 1000-2000 км, после чего желательна замена


Стоит отметить, что экстремальные режимы катания требуют соответствующих тормозных систем в целом. Если необходимо постоянное чередование режимов газ-тормоз, то диск и колодки могут нагреваться до такого состояния, что в это сложно поверить простому велолюбителю.