Несмотря на интерес молодежи к сноубордам и периодическое появление безбашенных новинок, горные лыжи остаются наиболее востребованной дисциплиной для всех любителей зимнего спорта.

Одна из причин интереса в том, что существует множество стилей катания, которые позволяют подобрать именно то, что больше всего привлекает. Это могут быть трюки, скорость, экстрим в многометровом пухляке или карвинг.

Содержание:

Хронология событий
Карта прогресса в карвинге
Общие особенности карвинга
Технические аспекты
Проскальзывание и его отсутствие
Алгоритм для отработки движений
Особенности карверов и актуальные модели
Elan Starr
HEAD WC Rebels iSL Ti
ATOMIC Redster X9S Revoshock S

Техника карвинга подразумевает непрерывное выполнение резанных поворотов. Снаряжение имеет такую конструкцию, что при маневрировании врезается кантом в снег и оставляет тонкую острую ложбинку. Геометрия, углы, все элементы просчитаны так, чтобы при исполнении такого поворота спортсмен не терял скорость, а только набирал обороты.

В нашем пункте аренды горных лыж спб, имеются необходимые модели для карвинга, приходите и начинайте свой путь в этом новом для вас направлении!

Для совершения такого поворота нужно принять соответствующее положение:

  • Начинается перестроение для начала маневра, наклон в его сторону;
  • Колени сгибаются, что позволяет опустить центр тяжести и сместить его в сторону оси поворота;
  • Образуется дополнительный импульс, выталкивающий вперед.

Для таких нагрузок обычные лыжи не предназначаются, карвингом их можно сломать. Для задач подойдут карвы, у которых узкая талия и расширенные окончания.


Хронология событий

С начала прошлого столетия горные лыжи столкнулись с довольно мощным конкурентом – сноубордами. Они быстро набирали популярность, так как молодым людям было проще осваивать доски, а не техничные лыжи. Кроме того, новинка активно и грамотно пиарилась.

Любителям старой школы нужно было придумать нечто новое и этим стали карвы. Лыжи имели особую конструкцию, в которой больше всего внимания уделялось жесткости. Пара могла прогибаться, формируя дугу и не ломалась при этом. А возможно это стало благодаря сочетанию передовых технических решений и геометрии, которую реализовали инженеры гонщика А. Томба.

Новый стиль пришелся по вкусу любителям скорости, доска развить таких показателей, включая динамику совершения поворотов, не могла. Тем не менее, лыжи оставались предметом новых наработок и постоянных модернизаций.


Революционные решения удалось предложить только к концу прошлого столетия



Карта прогресса в карвинге

Как и любая горнолыжная дисциплина, карвинг требует определенного уровня владения снаряжением.

Карта прогресса выглядит следующим образом:

  • В первую очередь нужно освоить работу кантами и повороты. Это ключевые моменты управления снаряжением. При наличии хорошего тренера и условий, это можно отработать за сезон;
  • Далее перед райдером открывается три пути: фристайл, фрирайд и карвинг. Последний начинается с освоения базовых техник, движение осуществляется. В зависимости от эффективности освоения основ, райдер за 1-2 сезона может перейти к более совершенному уровню;
  • Это фанкарвинг, который подразумевает оттачивание техники. Райдер катается осторожно и на сравнительно низкой скорости по легким трассам. На данном этапе можно перейти к более узкоспециализированным моделям, которые покажут более спортивную динамику на склоне;
  • Далее начинается экстрим. Ключ данного спорта в скорости. Это большая опасность, более капризные модели лыж, которые надо уметь правильно вести;
  • Высший пилотаж доступен в спорте. Это этап, после которого начинается борьба за титулы. Для успешного участия нужно оттачивать мастерство с детства, в противном случае придется занимать места в рамках любительских соревнований.


Общие особенности карвинга

Карв не является узкоспециализированным стилем, у него есть множество вариаций и ответвлений, для каждого из которых есть свой набор характеристик. В соответствии с предпочтениями следует выбирать лыжи. Идентичными могут быть только геометрические параметры профиля, то есть соотношение ширины серединной части и концов.

Если не располагаете обширным опытом, но уже достигли уровня карвинга, то с течением времени вы поймете, как характеристики влияют на поведение, желательно сразу начинать пробовать разные модели.


Обратите внимание на такие параметры, как материал, длина и ширина скользящей поверхности


Основные варианты карвинга:

  • Короткие повороты. Продолжительность таких маневров не превышает 10-16 метров. Для такого подойдут карвы из мягких материалов, которые дают сниженную торсионную жесткость. Длина может быть ниже средних показателей. Их характерной особенностью будет способность совершать отрывистые и быстрые движения, но на скорости пара будет менее устойчивой. Очевидно, что на затяжных спусках они будут менее стабильны, что нужно учитывать при выборе трассы;
  • Длинные повороты. Пары для таких тренировок должны быть жестче и длиннее, так как на них предстоит совершать маневры, радиусом 16-20 метров. Они менее гибкие, дают чуть заторможенный отклик, но максимально устойчивы, особенно на высоких скоростях.


Технические аспекты

Относительно техники, нужно уяснить несколько основных моментов. Профессиональный спорт требует очень высокого мастерства, снаряжение и спортсмен работают на пределе возможностей и постоянно балансируют на грани. Любительское катание менее травматично, что сказывается на процессе обучения будущих райдеров.

Из этого можно вывести 2 основных варианта тренировок:

  • Если в ваших планах спортивные достижения, нужно акцентировать внимание на ведение без поперечного проскальзывания. Подразумевается, что в завершении поворота не происходит снижения скорости. Это дает наиболее динамичное и резаное ведение, необходимое для прохождения спортивных трасс;
  • Любителей учат сначала кататься с проскальзыванием в поперечном направлении, то есть при маневрировании контроль скорости не пропадает. В любительском формате можно кататься без описанного спортивного метода, если его и изучают, то только в среде профи, которые катаются уже много лет.


Спортивная техника преподается редко вне профессиональной среды, так как требует очень хорошей физической формы и уровня подготовки


Стоит отметить, что старая техника в рамках спортивных дисциплин, подразумевала притормаживание в конце поворота. Сейчас профессиональный стиль изменился, это можно увидеть даже на фотографиях и видеоматериалах старых состязаний.

Что касается практической стороны, спортивный стиль гораздо экономичнее. За счет торможения, силы расходуются быстрее, каждый лишний укол палкой вносит в это свой вклад. За день на горнолыжном курорте можно выбиться из сил гораздо раньше, чем предполагалось. Это особенно заметно, если склон смерзся и поверхность имеет множество неровностей. В таких условиях, вибрации буквально высасывают силы из ног.

Современная методика подготовки включает несколько последовательных этапов:

  • Плуг, гашение скорости и полная остановка;
  • Маневрирование при широком ведении лыж и небольшом плуге;
  • Маневрирование из положения с упором на верхнюю лыжу;
  • Широкое параллельное ведение в процессе совершения поворотов, небольшое проскальзывание;
  • По нарастающей осваиваются все более крутые склоны. Появляется дозированное проскальзывание и уменьшается радиус поворотов.

Проскальзывание и его отсутствие

В процессе движения лыжи по склону, металлические канты стремятся нарезать себе колею. В процессе происходит выскакивание из этой канавки и, как следствие, потеря скорости.

При этом, смещение лыжи, теряющей сцепление, будет приводить к выбору нового направления. Чем больше угол относительно продольной оси движения, тем больше сказывается останавливающая сила. В целом, управлять проскальзывающей лыжей сложно, так как здесь большая вариативность движений, которые влияют на те или иные аспекты катания.

Некоторые особенности управления:

  • Бракаж, то есть изменение положения лыж, относительно направления движения за счет вращения стопами;
  • Аналогичный эффект оказывает загрузка. При переносе веса на один из концов, он будет соскальзывать сильнее;
  • Процесс проскальзывания контролируется за счет угла закантовки. Чем он больше, тем интенсивнее останавливается работающая часть экипировки. Таким методом можно даже восстановить резаное ведение, но многое зависит от состояния склона, нагрузок, которые провоцируют проскальзывание;
  • Если угол закантовки изменяется в меньшую сторону, начинается описанный процесс. Однако, проскальзывание не начинается, если лыжа погружается в рыхлый снег по всей плоскости.

Важно помнить, что эффективность техники во многом зависит от качества заточки кантов


Резаное скольжение происходит за счет изгиба, который принимает лыжа в процессе движения. Изначально каждая пара имеет свой радиус, однако, это максимальная величина маневра, на которую способна каждая модель. В действительности, под действием нагрузок форма дуги меняется и она всегда меньше номинальной.

У резаного ведения есть несколько особенностей:

  • По основательно прорезанной канавке лыжи лучше скользят, сохраняя устойчивость;
  • Торможение на всей протяженности маневра сводится к минимуму;
  • При этом возможности произвольно задавать траекторию, существенно снижаются. Направление полностью продиктовано геометрией пары и вариативность остается минимальной.

Начинающим карверам нужно понять правило: начать проскальзывание легко, но остановить его существенно труднее. Именно поэтому профи стремятся к максимально чистому ведению, которое полностью исключает эффект потери сцепления.


Алгоритм для отработки движений

Правильная стойка отличается несколькими моментами. Важно, что внешнее плечо должно располагаться ниже, чем внутреннее. Линия, проведенная по касательной к плечам, должна быть параллельной той, что образована ботинками. За счет этого вес равномерно распределяется между парой.

Чтобы добиться этого, можно использовать несколько упражнений:

  • При выполнении поворотов нужно от всего тела перенести нагрузку на внешнюю сторону дуги. Внутреннее плечо сохраняет верхнее положение. В исходном, руки расставлены широко, смотрят вперед;
  • При поворотах достать рукой внешний ботинок;
  • При маневрировании тащить палки по снегу. За счет этого внешнее плечо опускается ниже.

Кроме плеч, нужно обратить внимание на ноги. Они располагаются параллельно до уровня коленей. За счет такой позиции нагрузка равномернее распределяется между парой. Чтобы добиться этого и приучить тело к правильному положению, можно держать между коленями два кулака, эта тренировка особенно эффективна для маневров с проскальзыванием.

Можно удерживать руки на коленях и при движении по дуге, внутреннюю ногу нужно прижимать наружу, это сразу дает ощутимое ускорение.


Из распространенных ошибок, с которыми вы скорее всего столкнетесь, можно выделить небольшое приседание назад. Это связано с естественным поведением тела, в ответ на ускорение лыж


Чтобы исправить приседание, можно отработать несколько упражнений:

  • Нужно использовать естественные движения. Например, в конце маневра нужно податься вперед и приподняться. Подобные движения совершаются при подъеме со стула. Можно модернизировать это движение, совершая подобие выхода через дверь в сторону носка внешней лыжи;
  • Во время всей дуги, нога должна ощущать нагрузку в области язычка ботинка.

Отрабатывать эти техники нужно не меньше нескольких тренировок подряд. Необходимо довести их до уровня мышечной памяти.

Для спортсменов существуют тренажеры, по типу модели SkyTec. Они предназначены именно для отработки карвинговых поворотов. Его преимущество в больше концентрации на интересующих движениях.


Особенности карверов и актуальные модели

Карверами часто называют модели горных лыж для рассматриваемого стиля катания, также можно встретить название параболические. Надо отметить, что форма очень близка к классике, с той разницей, что концы увеличены на 1-2 см в ширину.


Elan Starr

Стоимость: около 9000 рублей

Это детская модель, которая больше ориентирована на мальчиков, если судить по цвету. Диапазон ростовок очень широк и включает варианты от 70 до 150 см. Это позволит охватить всех начинающих спортсменов вне зависимости от возраста.

Характеристики:

  • Ширина носа варьируется от 101 до 109 мм;
  • Талия составляет 67-69 мм;
  • Хвост имеет ширину от 90 до 95 мм;
  • Минимальный радиус выреза достигает 9,4 метра.


Используется конструкция кэп, рокерный прогиб


Плюсы:

Минусы:

Устойчивые и функциональные. На таких маленький райдер сможет отработать сложные связки и улучшить технику ведения;

Предназначены для прогрессирующих райдеров. По этой причине скоростные характеристики несколько занижены.

 

HEAD WC Rebels iSL Ti

Цена: начинается примерно от 25-26 тысяч

Это профессиональная пара, нацеленная на новые достижения для подростков. В комплектацию входят крепления. Имеется кэмберный прогиб, деревянный сердечник, конструкция сэндвич. Боковой вырез зависит от ростовки (120-156 мм) и составляет от 8 до 12 метров.

Характеристики:

  • Ширина носовой части пары насчитывает 107-114 мм;
  • Талия составляет 62-65 мм;
  • Хвост имеет в ширину 90-99 мм.

Плюсы:

Минусы:

Уверенная закантовка и эффективное держание, отзывчивая пара;

Подойдет только для райдеров с хорошей техникой, которые готовы к прогрессу, трудностям и скорости.


ATOMIC Redster X9S Revoshock S

Стоимость пары: от 42 тысяч рублей

Профессиональные, взрослые, кэмберные с деревянным сердечником, что еще нужно для того, чтобы получить лучшее от склона. Отлично себя чувствуют на подготовленной трассе. В комплекте поставляются крепления.


Ростовки варьируются в пределах 169-181 см, боковой вырез насчитывает от 14,6 до 16,2 метров


Характеристики:

  • Ширина носков 113-115 мм;
  • Ширина талии составляет 65,5 мм;
  • Хвост достигает 98,5-100,5 мм.

Плюсы:

Минусы:

Отличная динамика, отклик, отработка неровностей. Для любительского катания это тот уровень, которым можно пользоваться всю жизнь;  

Это пара для профи, малейшая ошибка и вы на снегу.

Рейтинг горных лыж сезона 2023 Производители горнолыжного снаряжения не перестают удивлять своих поклонников новинками, о них и поговорим.