Несмотря на то, что сапбординг считается развлекательным и семейным видом спорта, технику безопасности на воде необходимо неукоснительно соблюдать.

Если вы катаетесь группой в оживленном месте, можно рассчитывать на помощь, но нужно также не создавать помех другим отдыхающим.

Путешествия на САПе часто совершаются и в одиночку, что требует не просто соблюдения техники безопасности, но и понимания поведения доски в разных условиях. Мы, в прокате сапов, всегда придерживаемся данных правил и настоятельно советуем соблюдать их вам.

Содержание:

Начало заплыва
Потенциально опасные условия
Прочие факторы
Еще пару советов


Начало заплыва

Перед первым спуском на воду рекомендуем проверить свое снаряжение и его готовность к катанию.

Например, поведение доски зависит от грамотного подбора ростовки:

  • Слишком большой борд будет оказывать большее сопротивление и управлять им заметно сложнее. Слишком короткая доска не сможет держать вес райдера и будет прогибаться от нагрузки;
  • Без опыта следует избегать спортивных моделей, так как они менее устойчивы. Это связано с уменьшением площади поверхности, что увеличивает максимальную скорость. При этом снаряжение становится более требовательным к навыкам райдера;
  • Откажитесь от дешевых моделей, если катаетесь в открытой воде или на агрессивных порогах. Здесь дешевый материал легко повредить, что может быть крайне опасно в экстремальных условиях.

Если доска выбрана правильно, следует провести проверку остальных элементов снаряжения. Например, при установке плавников нужно удостовериться, что каждый компонент попал в предусмотренный замок. Признаком этого является щелчок.


Внимание: без плавников доска перестает держать курсовую устойчивость и управление становится практически невозможным!


Готовность весла проверяйте по простой схеме:

  • Если есть регулировка длины, то нужно выставить размер на 15-20 см больше вашего роста. Однако, в зависимости от стиля катания, этот параметр может различаться;
  • Сегменты разборной конструкции нужно проверить при соединении. Все они должны точно попасть в предусмотренные замки и защелкнуться.

Незафиксированные элементы легко отвалятся и утонут, потому добираться до берега придется руками. Это крайне опасно, если вдоль берега проходят течения или дует сильный ветер.

Еще один элемент комплекта, который должен защелкиваться в посадочном месте – это лиш:

  • Следует удостовериться, что все детали надежно скреплены;
  • Не используйте страховку этого типа во время гонок и массовых мероприятий, он может быть опасен для упавшего в воду райдера;
  • Крепить шнурок к ноге нужно в районе лодыжки или под коленом, зависит от его размера;
  • Во время катания лиш не должен мешать, путаться в ногах при движениях.

Не стоит пренебрегать средствами защиты, в частности, спасательным жилетом. Отказаться от него можно только если отлично плаваете и не собираетесь уходить на большую глубину, кататься в открытой воде. На неспокойной или глубокой воде обязательно использовать данный элемент одежды.


Внимание: если не умеете плавать, то лучше вообще отказаться от подобных занятий, даже на мелкой глубине!



Потенциально опасные условия

Существует несколько вариантов условий, при которых вернуться на берег может оказаться затруднительным. Каждый из этих вариантов необходимо изучить, так как они повсеместно распространены даже в городских условиях. Существуют эффективные механизмы выхода из сложной ситуации, но их необходимо знать.

Чрезвычайные ситуации на воде, связанные с воздушными потоками:

  • Отжимной ветер. Это поток, дующий от берега к воде, соответственно, отгоняющий обратно в водоем при причаливании. Для борьбы с ним нужно принять как можно более приземистое положение, снизив тем самым парусность. Как минимум, придется сесть на колени и подгребать к причалу. Доску нужно ориентировать прямо против волны и ветра, это будет кратчайший путь и нос борда легче рассекает гребни, чем борт;
  • Боковой ветер (вдоль кромки берега). Сформированные таким потоком волны создают сильную качку и перегружают одну руку. В первую очередь нужно сесть, это универсальное правило, которое снижает парусность и позволяет сэкономить силы. Далее направьте борд в сторону берега, не лагеря, а именно суши, которой можно достичь с меньшими усилиями в каждом конкретном случае.

Для того, чтобы вернуться на берег, нужно начать потихоньку подгребать к берегу по ветру и волне, на сколько получится приблизиться. Затем нужно выбрать прямую линию до суши, самую короткую, повернуть нос перпендикулярно волне/ветру и грести с максимальной отдачей.


Внимание: наибольшая эффективность гребка достигается при положении с коленей, когда весло сложено


Если в затруднительное положение попала целая группа, то можно связаться в «паравозик». При этом не стоит использовать лиши, это может быть опасно. Проще всего связаться веревкой за крепления или рымы на бордах. При этом наиболее сильные и опытные пловцы должны вести и замыкать группу.

Не меньше опасностей таит вода, например, волны могут стать серьезной проблемой для неопытных райдеров:

  • Большие гребни (от 0,5 м и более). Они характерны не только для открытой воды, но и озер, если дует достаточно сильный ветер. Если чувствуете, что мощь стихии нарастает, следует как можно скорее возвращаться на берег, потому что переждать шторм на воде и САПборде – это самоубийство. Нельзя тратить время на поиск спасателей, нужно сразу начать самостоятельно выбираться из опасной зоны. При этом волна, подбираясь к берегу, естественным образом усиливается за счет формы дна. В идеале двигаться за 5-10 метров позади гребня, а прорываться на берег между ними или скатиться на одном из гребней. При этом нужно постоянно контролировать море, посматривать назад, так как даже с берега может легко смыть. Но и быстрое приближение берега не должно радовать, если понесло на гребне, может сильно ударить о поверхность. Чтобы снизить риск, стоит сместиться назад, дальше ручки для переноски. Причаливать нужно носом, при движении боком САП перевернет;
  • Поток может быть смертельно опасным и на небольшой воде, например, пороги на реке. Если течение начало усиливаться и слышен шум падающей воды, то следует немедленно подгребать к берегу, если конечно экстремальный сплав не входит в ваши планы. Однако, на незнакомой реке стоит помнить, что с нее не получится оценить опасность порогов, это можно сделать только с берега. По этой причине реку нужно досконально изучить до выхода из дома, оценить степень сложности и опасность, подготовиться соответствующим образом, подобрать пути обхода, если необходимо. Если покинуть поток невозможно, нужно принять максимально низкое положение для устойчивости. Это также понизит центр тяжести, будет гораздо проще держать борд и себя на нем. Стремитесь проскочить пороги по течению, где не собирается пена. Двигайтесь по ходу воды, если повернуться боком, то обязательно перевернетесь.


Прочие факторы

Существуют чуть более экзотичные, но не менее опасные явления природы, с которыми может столкнуться райдер.

Хороший пример – это молнии, грозы. Всегда есть риск стать молниеотводом на воде, так как райдер будет самой высокой точкой на ее поверхности, проводящей электричество.

Второй опасный фактор – ледоход, который обычно не останавливает любителей острых ощущений. Следует понимать, что борд может быть прорезан льдиной.

Как себя вести, если на пути оказался движущийся лед:

  • Лучше всего попросту не посещать водоемы до тех пор, пока не сойдет лед;
  • Чтобы правильно оценить лед, необходимо быть опытным райдером. Проблема в том, что он разный, в зависимости от условий. В некоторых случаях подгребать к берегу даже опаснее, если там корка наслаивается друг на друга;
  • Универсальный совет – двигаться в сторону берега, но только по течению. Это позволит идти быстрее корки и постепенно добраться до суши.

Риск для жизни могут представлять суда, катера и любые прочие участники водного движения. Для того, чтобы это не стало проблемой, следует изучить правила, которым следуют все мореходы.

Достаточно соблюдать ряд простых требований. Стоит начать с изучения распорядка и курсов кораблей, которые могут оказаться на вашем пути (или вы на их). Старайтесь держаться плотнее при движении группой, это сделает вас более заметными и упростит маневры для быстроходных судов, катеров. Помните, что вы ограничены по скорости, потому нет смысла обгонять кайты, катера или виндсерфы, вы создадите помеху, но обойти их физически не сможете.


Внимание: держитесь ближе к берегу, который соответствует вашему курсу


Не всегда можно предусмотреть все нюансы путешествия, потому не исключено, что выбираться из очередной авантюры придется в полной темноте.

Специалисты рекомендуют начать с того, чтобы стать максимально заметным:

  • Включите налобный фонарик;
  • Телефон;
  • Спирали из светодиодов;
  • Любые источники огня, как спички или зажигалка (осторожно, борд такого не выдержит).

Если никаких средств для обозначения своего положения нет, то нужно издавать шум, можно просто петь или звать на помощь. При этом нужно предельно внимательно смотреть по сторонам.


Особую опасность в таких условиях представляют баржи, которые ходят очень тихо и из-за размеров просто не способны вас увидеть ночью



Еще пару советов

Чтобы любое приключение увенчалось успехом, стоит выработать собственные стратегии. Это включает тщательное планирование маршрутов, сбор снаряжения и соблюдение не только сложных правил, но и ряда очевидных.

Простейшие требования техники безопасности:

  • Трезвость обязательна. Алкоголь неизменно притупляет реакцию, инстинкт самосохранения и может вызвать проблемы в случае падения в воду, вплоть до летального исхода;
  • Питье. Пресная вода всегда должна быть с собой во флажке или соответствующей емкости. На открытой воде под палящим Солнцем жажда может стать серьезной проблемой;
  • Крем от загара. Защитить кожу от прямых лучей проще всего косметическими средствами. Особенно это важно для людей, с чувствительными покровами;
  • Связь. Желательно иметь при себе средство связи, которое будет работать в любой части вашего маршрута. Естественно, нужно позаботиться о гидрозащите;
  • Команда. Группой отдыхать всегда безопаснее и проще. Даже распределить вещи будет легче, когда компания включает более 2 человек.

Никогда не пренебрегайте средствами защиты, на быстрой воде необходим шлем. Для классических и семейных покатушек достаточно более скромного комплекта, но он обязателен, особенно, если вы катаетесь с детьми.

Как подобрать САП борд, на что обратить внимание Чтобы сориентироваться в разнообразии САП-бордов, предлагаем базовые инструкции для новичков