Эльбрус – это гордое имя, знакомое каждому, но если раньше о нем знали больше как о высочайшей вершине в России и Европе, то теперь гора привлекает любителей зимнего спорта.

Содержание:

Общие данные по курорту
Азау-Гарабаши
Чегет
О безопасности
Новые маршруты для экстрима
Выход в долину Адыл-су к озеру Башкара и Башкаринскому леднику
Скитур

Здесь 2 пика для новичков и профессионалов:

  • Чегет;
  • Собственно, Эльбрус.

Рассмотрим оба варианта, а также возможности фрирайда, которые они предоставляют экстремалам.


Общие данные по курорту

Сложность: от зеленых до фиолетовых трасс

Протяженность: более 35 000 м

Приэльбрусье славится обильными осадками, которые обеспечивают отличные условия для катания на подготовленных трассах и во фрирайде.

Старт сезона приходится на ноябрь, однако, застать здесь нераскатанный пухляк сложно. Чуть позже, примерно во второй половине декабря, склоны окончательно засыпает годным паудером, который накрывает склоны до самого низа Чегета. Наши клиенты пункта аренды сноубордов, часто оставляют хорошие отзывы именно по этому курорту.

Веселье завершается к майским праздникам (прогнозировать сложно, снег может растаять раньше или позже на пару недель).


Но пики не так просты и отчаянным райдерам можно попасть на целину на вершинах. Для этого придется нанимать ратрак, чтобы посетить места, до которых канатные дорожки не довозят


Полезная информация о подготовленных трассах:

  • Всего здесь более 35 км подготовленных маршрутов;
  • Большая часть отратраченных склонов располагается на перепаде высот между 2100 и 3800 м;
  • Лучшими месяцами для отдыха считается период с февраля по апрель. В марте можно хорошо загореть, уже довольно комфортная погода, но при этом полностью заснеженные трассы. В апреле уже гораздо меньше катающихся под закрытие сезона, покров подойдет для экстрима между Приютом 11 и второй очередью канатной дороги;
  • Многие страдают от акклиматизации;
  • Район со смертельно-опасными участками, практически каждый год здесь происходят несчастные случаи с летальным исходом;
  • Очень важно найти опытного гида, если собираетесь фрирайдить. Это позволит пройти на закрытые курортами зоны, куда официально работающий гид не поведет. На свой страх и риск!
  • Ежегодно южный цирк Чегета обстреливается, чтобы вызвать лавины на подозрительных областях.

На курорте есть полный ассортимент маршрутов по степени сложности.

Классификация по цветам:

  • Зеленый. Простые для начинающих с небольшим уклоном и легким рельефом, который дает простор для реакции слабо подготовленного райдера;
  • Синий. Средняя сложность, уклон больше, пологие участки могут отсутствовать вообще;
  • Красный. Сложный уровень для опытных райдеров, которые способны быстро реагировать на изменчивый рельеф, хотят отработать скоростные или маневровые навыки. Характерны резкие повороты и перепады. Как правило, ратраки здесь не используются;
  • Фиолетовый. Внетрассовые спуски, которые хороши для любителей фрирайда. Здесь нужно нанимать гида, использовать полный комплект экипировки и быть готовым реализовать весь свой арсенал знаний. Несмотря на высокую сложность и риски, такие маршруты входят в сферу ответственности курорта и служб безопасности. Потому пользоваться такими направлениями гораздо безопаснее, чем осваивать удаленные вершины.

1 и 2 очередь станция Азау – Старый кругозор – Мир:

 

Детский:

Взрослый:

На половину дня:

600

1200

Суточный:

800

1600

На 2 дня:

1550

3100

На 3 дня:

2300

4600

4 дня из 5:

3050

6100

5 дней из 6:

3800

7600

6 дней из 7:

4550

9100

7 дней из 8:

5300

10600

1 подъем и 1 спуск:

500

950

1 спуск:

250

450

3 очередь станция Мир – Гара-Баши:

 

Детский:

Взрослый:

На половину дня:

300

600

Суточный:

400

800

На 2 дня:

800

1550

На 3 дня:

1150

2300

4 дня из 5:

1550

3050

5 дней из 6:

1800

3600

6 дней из 7:

2100

4200

7 дней из 8:

2450

4850

1 подъем и 1 спуск:

300

600

1 спуск:

250

300


Азау-Гарабаши

Протяженность: более 6,8 км, верхняя точка курорта – Пиют 11 (4,1 км).

Сложность: преимущественно сине-зеленые с красными участками.

Эльбрус предлагает 3 очереди спусков, которые имеют общую протяженность более 6,8 км:

  • 1-я очередь. Начинается от станции Азау, заканчивается у станции Кругозор на высоте 3 километра. Представляет собой спуск, протяженностью 2,5 км, который расположен на перепаде высот в 650 метров. Ширина на поворотах составляет 60 метров, на прямых – 80;
  • 2-я очередь. С кругозора можно подняться до станции Мир, эта точка находится на 3,5 километрах. Обработанный участок имеет те же параметры ширины, что и предыдущий, суммарная протяженность чуть меньше 2,3 км, а перепад составляет 500 м;
  • 3-я очередь. Ведет от ККД предыдущей станции до Гарабаши, которая находится почти на 3,8 км. Длина отрезка 2 километра с перепадом 250 м. Это сложный участок для опытных райдеров, он не подготавливается и строгих параметров ширины на прямых и поворотах не соблюдается.

Помимо этого уровня, подготовлен лайтовый спуск на поляне Азау. Здесь небольшой отрезок в 0,5 км на перепаде 200 м. Обслуживается бугельно-буксировочной канатной дорожкой.


Курорты обслуживаются маятниковой канатной дорогой и гондольной канаткой, первая старее



Чегет

Протяженность: суммарная длина 2,5 км.

Сложность: высокая, подойдет только мастерам лыж и сноуборда.

Чегет - это гора, вершина которой находится на 3,65 км над уровнем моря. Доступ сюда разрешен только опытным райдерам, так как спуск сложен, проходит между опорами канатных дорожек по самому хребту.

На Чегете работает несколько подъемников:

  • Одноименная канатно-кресельная с 2 очередями;
  • Бугельно-буксировочный подъемник;
  • Парно-кресельная с 1-й очередью.

Лыжники здесь имеют серьезное преимущество, так как можно осуществить переход на Эльбрус. Экскурсия с гидом проходит по лесному массиву, где придется переобуваться.

Трассы:

  • Участок, длиной 1,6 км располагается вдоль 1-й очереди подъемников. Перепад составляет 650 м;
  • Более короткий, но не менее сложный проходит вдоль 2-й очереди. Это 900 метров с перепадом 300.

Для любителей «дикого» пухляка есть северный и южный цирк. Первый сложнее, потому руководство курорта запрещает катание по нему. На южном, склоны более плоские, но перемежаются с резкими перепадами под 90 градусов. Несмотря на запреты, местность привлекает множество райдеров, постигших дзен экстрима.


Опыт и снаряжение здесь играют решающую роль, так как некоторые участки опаснее черных европейских спусков


Один из опасных факторов – это отсутствие ограждений и разметки, потому без гида можно сбиться с пути и провести часть отпуска в борьбе за жизнь. Кроме того, структура гор такова, что безопасные участки перемежаются с лавиноопасными, которые сложно определить, если не знаком с местностью. Это стоит принимать во внимание, при ознакомлении с виртуальной картой склонов. В действительности все границы условны и самостоятельное их исследование слишком опасно!

Какое взять снаряжение:

  • Стоит отметить, что цирки Чегета больше подойдут лыжникам, так как спуски порой выводят на равнины, которые придется преодолевать пешком;
  • Для сноубордистов больше подойдет часть южного цирка, которая сходится к ручью. На северном склоне тоже есть хорошее место – «доллар», который напоминает букву S.

Несмотря на то, что ответственность за нарушение запрета курорт не несет, здесь есть все необходимое для поиска, спасения и лечения пострадавших.

Травмпункт оборудован в поселке Терскол (на территории, занятой под базу отдыха для военнослужащих). База укомплектована реанимационным оборудованием, в том числе автомобилем, который позволит оказать первую помощь при серьезных травмах прямо в «поле».


Если случай слишком серьезен, пострадавший будет немедленно отправлен в районную больницу



О безопасности

Одной из характерных особенностей Приэльбрусья является расположение трещин на леднике, по которому фрирайдят. Это одна из причин нанимать местного гида с отличным знанием рельефа.

Так как трещины незначительно меняются с течением времени, жители знакомы с их поведением, местами, где можно свободно пройти и спуститься, и лавиноопасными территориями.

Есть лишь 2 условия, которые позволят получить удовольствие от катания и минимизировать риск:

  • Отличное знание местности и уникальных особенностей рельефа;
  • Умение проводить спасательные работы в трещинах, ориентирование в них. Этому способствует наличие соответствующего снаряжения. Для отработки навыков рекомендуем пройти обучение, которое организуется в долине Когутай или подобных местах.

Знатоки говорят, что склоны опасны в определенные месяцы, когда осадки покрывают их наиболее интенсивно:

  • С декабря по январь;
  • С апреля по май.

Начало зимы опасно тем, что первые обильные снегопады покрывают глубокие ледовые трещины. Они могут насчитывать до нескольких десятков метров, потому для спасения в случае ЧП понадобится альпинистское снаряжение.

В этот период снежные мостики еще слишком слабы, потому проваливаются даже при незначительном воздействии. Позже они смерзнутся и станут сравнительно безопасны.


На ледник лучше не выходить, пока снег не приобретет необходимую структуру и толщину покрова не менее 2 метров


Пласт должен стать плотнее, что происходит за несколько снегопадов. Между выпадениями верхний слой формирует наст, буквально армирующий конструкцию. Но даже такой композит не будет гарантией безопасности, будьте предельно осторожны!


Даже по воздуху здесь не всегда можно высадиться, так как безопасных мест может не оказаться


Кстати, весной снег подтаивает, размывается потоками и даже самые надежные мостики становятся хрупкими.


Новые маршруты для экстрима

Сложность: очень опасны даже в составе подготовленной группы!


Стремление обезопасить растущее количество фрирайдеров и желание разнообразить программу курорта, заставляют открывать новые маршруты по целине


Сложность рельефа замедляет процесс, но ежегодно прокладываются новые трассы и осваиваются гребни, ранее считавшиеся неприступными. Однако, нужно понимать, что такой поиск опасен, требует хорошей подготовки, так как открытия совершаются в режиме беккантри.

Один из таких спусков – ущелье ледника Медвежий:

  • Здесь сразу несколько кулуаров впечатляющего размера;
  • Скалистый гребень, который довольно опасен из-за оголенных участков, торчащих вверх;
  • Множество линий для спуска, включая маршруты, которых не касался скользяк горных лыж.

Чтобы добраться до гребня, нужно подниматься от канатки Чегета около 60 минут. Он разделяет общеизвестные цирки. Особенно впечатляет масштаб и вид отсюда, ведь в поле зрения райдера будут и перевалы Грузии, и Главный Кавказский Хребет, и Эльбрус. Восхождение, даже ради пары фотографий, стоит потраченных усилий.


Ущелье ледника находится на стыке границы с Грузией под перевалом Донгуз-Орун


Раньше здесь проходил популярный туристический маршрут, по которому добирались до Черного моря. Сейчас обстановка изменилась и туристов здесь не встретишь, особенно в холодный период. Но райдерам можно оформить пограничные разрешения для восхождений и спусков в этом районе.

В этом случае понадобится проинформировать пограничников о своих намерениях и предоставить информацию о предполагаемых маршрутах.


Выход в долину Адыл-су к озеру Башкара и Башкаринскому леднику

Протяженность: 500-700 м.

Сложность: рискованно.

Через интернет можно познакомиться с простым фрирайдерским направлением. Здесь ниже лавинная опасность, даже при недостаточной видимости пройти участок не так сложно.

Как попасть на маршрут:

  • Нужно выдвигаться в долину Адыл-су по направлению Джантуган, добраться до окончания дороги;
  • Предъявляем на пограничном посту Шхельда удостоверение личности и заранее оформленный пропуск;
  • Проходим через Джантуган, через ручей поднимаемся по старой грунтовке по долине;
  • В месте, где дорожка начинает виться по склону, с нее придется сойти и продолжать движение вдоль русла реки;
  • У концевой морены ледника Башкара уйти вправо и двигаться по центру долины;
  • После подъема на морену открывается отличный 700-метровый спуск.


Нужно быть крайне осторожным при подъеме, так как зимой даже с виду бесснежные склоны становятся лавиноопасными


На подъем требуется около 3 часов, за это время перепад высоты изменится на 270 м, а пройти предстоит около 3 км.


Скитур

Протяженность: 3-5 км.

Сложность: потенциальная опасность схода лавин.

Нельзя обойти вниманием скитурный маршрут в долину Когутай. Старт с Чегетской поляны, подъем осуществляется вдоль русла Донгуз-Орун.

Первый отрезок занимает порядка 400 м, далее будет брод по камням, которые ведут на противоположный берег, откроется вид на кулуар, к которому следует двигаться. На первом удобном участке следует уйти правее в лес и продолжать продвигаться по траверсе, пока не появятся большие проплешины, оставленные лавинами. Далее вверх до обширного пологого участка.

От него есть 2 направления:

  • Безопасный влево, но более длинный;
  • Рискованный вправо, зато короткий.

Оба ведут на обширное поле, с которого, двигаясь вверх влево, можно добраться до моренного гребня. В центре долины будет располагаться характерное ребро, по нему продолжаем путь.

От конечной точки можно спуститься несколькими маршрутами, но все они отличаются очень пологими склонами и требуют серьезнейшей оценки стабильности покрова.


Переход займет не менее 3 часов, за которые предстоит преодолеть до 5 км


Трассы для фрирайда в Сочи - где кататься Не первое десятилетие Сочи набирает обороты, привлекая фрирайдеров со всей России