Насколько аккуратно вы бы не пользовались велосипедом, рано или поздно что-то в нем выходит из строя. Опытные велосипедисты перед каждым выездом стараются проверить, все ли в порядке, ничего ли не разболталось, и нормально ли накачаны колеса.

Помимо экспресс-осмотра, перед каждыми покатушками, также рекомендуют проводить осмотр велосипеда по меньшей мере раз в полгода в мастерской (особенно, важно это делать после зимнего простоя в гараже).

Содержание:

Спускающие колеса
V-brake тормоза перестали работать
Колодки задевают обод или диск
Быстрая остановка колеса при свободном вращении
Слетающая цепь
Проблемы с переключением скоростей
Стук или скрежет в каретке или колесных втулках
“Стук” руля на кочках
Как снизить вероятность поломок

Полностью уберечь байк от поломок, даже при тщательном уходе, невозможно. Более того, многие неполадки застают пользователей двухколесников буквально врасплох. Если знать, какие поломки могут случиться с потенциальной вероятностью, можно заранее избежать многих неприятностей, неудобств, и излишних затрат на ремонт.


Мы подготовили список из 8 наиболее частых поломок, которые могут случится с велосипедом при его использовании. Также мы предлагаем способы их решения, в случае когда можно избежать обращения в веломастеру



Спускающие колеса

Пожалуй это самая распространенная проблема, которая к сожалению, случается минимум 1 раз в год с каждым велорайдером.

Есть две причины, которые приводят к тому, что камера колеса сдувается:

  • Неисправность ниппеля, который рвется у места соединения с резиной камеры. В этом случае необходима полная замена детали на новую.
  • Прокол, который можно “поймать” на любой дороге из-за острого камня, битого стекла и даже иголки акации. Такую неполадку можно устранить самостоятельно. Для этого необходимо провести предварительную диагностику, и найти место прокола. Накачайте камеру, и отпустите ее в воду. Из места прокола должна пойти тонкая струйка воздушных пузырьков. Для починки используйте ремкомплект, состоящий из заплатки и клея. Также склеиваемую поверхность желательно предварительно обезжирить.

Инструмент для устранения:

  • ремкомплект для камер (цена в магазинах начинается в среднем от 100 рублей);
  • растворитель для обезжиривания;
  • ветошь;
  • емкость с водой для обнаружения прокола;
  • насос.

Решение:

  • снимаем покрышку и вытаскиваем камеру;
  • немного накачиваем камеру и погружаем в воду, по пузырькам легко найти отверстие;
  • протираем место вокруг прокола, обезжириваем растворителем;
  • немного "распушаем" место вокруг прокола металлической щеточкой из ремкомплекта, это повысит адгезию клея и позволит заплатке надежно приклеиться;
  • наносим вокруг отверстия клей из ремкомплекта (рекомендуем ознакомиться предварительно с инструкцией для применения состава), даем ему вступить в реакцию с кислородом, обычно не более 2 минут;
  • приклеиваем заплатку из ремкомплекта и сильно прижимаем. Для прижатия удобно использовать струбцину и две дощечки, чтобы не повредить камеру инструментом.

Если колесо продолжает спускать даже после починки или замены, вероятнее всего, острый предмет оставшийся после первого прокола, все также присутствует в покрышке. Чаще всего он находится с внутренней стороны шины, которую следует тщательно осмотреть, найти и вытащить злополучный кусочек проволоки, металла или стекла. У нас, в прокате велосипедов, это самая частая проблема.


“Змеиный укус” - особый вид проколов возникающих при ударе колеса на скорости о бордюр, выбоину или иное препятствие


Камера при ударе разорвется ободом, после чего появляются две параллельные прорези вдоль камеры. Частично, такая проблема решается повышением давления в покрышках и выбором более широких камер и шин.

При "змеином укусе" действия и инструмент аналогичные. 


V-brake тормоза перестали работать

Если вы жмете с максимальным усилием на ручки тормозов, они упираются в руль, но торможения не происходит, скорее всего причина в изношенных колодках. Другая проблема заключается в плохо подтянутых, или изношенных тормозных тросах. Подтянуть тросы можно самостоятельно с помощью шестигранника.

Если велосипед тормозит плохо, однако ручка тормоза до руля не доходит, также могут быть два объяснения: рычаги тормозов упираются, к примеру, в крыло, либо на обод и колодки попало масло.

Последняя неисправность часто происходит и с дисковыми тормозами, и масло может попасть на ротор. Это может случаться из-за того, что масло подтекает из самого тормоза.

Инструмент:

  • шестигранный ключ на 5;
  • рожковый ключ на 10.

Устранение:

  • ослабляем болт, фиксирующий трос на лапке ключом на 10;
  • поджимаем руками лапки тормоза до необходимого положения;
  • протягиваем трос болтом;
  • чтобы выставить положение колодок, нужно ослабить их шестигранником и позиционировать руками;
  • далее удобно поджать ручку тормоза, чтобы колодки прижались к ободу и протянуть шестигранники.


Колодки задевают обод или диск

Если одна из ваших колодок при вращении колеса задевает обод постоянно, это можно объяснить двумя причинами:

  • Колесо установлено криво, либо на нем присутствует. Расслабьте эксцентрик, и установите колесо ровно.
  • Неверная настройка баланса тормозных рычагов, которые также можно настроить с помощью шестигранников определенного размера.


Если колодка задевает обод только в определенном месте,  речь идет о “восьмерке”. Восьмерку можно исправить настройкой спиц, для чего нужно иметь специальный ключ. Эта операция требует определенного опыта, так что лучше обратиться к веломастеру


Также происходит и в случае дисковых тормозов. Если диск задевает колодку во время вращения постоянно, необходимо ослабить эксцентрик и переустановить правильно колесо. Если и это не помогает, настройте сам тормоз.

Если ротор “бьется” о колодку лишь в определенных местах, то он погнут. Его можно выправить резиновой или деревянной киянкой на плоской поверхности. Однако однажды погнувшись, диск подвержен последующей деформации, так что лучше его заменить на новый.

Инструмент:

  • шестигранник 3.

Устранение:

  • лапка тормозов, которая ближе прижата к ободу ослабляется. Для этого на нижней ее стороне нужно найти винт под шестигранник и выкрутить на 1-2 оборота;
  • лапка, которая сильнее отжата наоборот подтягивается. Для этого аналогичный винт закручивается на то же количество оборотов;
  • процедура повторяется до тех пор, пока тормоза не будут выставлены на одинаковом расстоянии;
  • после длительной эксплуатации полезно смазать посадочные места лапок. Для этого они откручиваются от креплений на раме и снимаются. Посадочные места протираются от грязи и смазываются небольшим количеством масла.


Быстрая остановка колеса при свободном вращении

Скорее всего, речь идет об неотрегулированных тормозах или же они правильно установленном колесе. Как это исправить, мы описали в предыдущем пункте.

Другой причины могут являться перетянутые подшипники втулки. В крайнем случае необходимо перебрать втулку, либо же просто ее отрегулировать. Возможно потребуется замена подшипников.

Инструмент:

  • рожковый ключ на 15 (2 шт) для креплений оси на гайках, эксцентрики откручиваются без помощи инструмента;
  • ключ для кассет или трещеток в случае переборки втулки заднего колеса;
  • ветошь и растворитель для очистки;
  • густая смазка.

Устранение:

  • колесо снимается с рамы, для этого необходимо также отжать тормоза. Для этого достаточно скинуть тросик с одной из лапок, на которой установлен шарнир с посадочным местом для направляющей троса. Это делается простым отжатием рукой;
  • раскручиваются гайки на втулке, которые держат подшипники, снимается ось;
  • насыпные втулки проверяются на предмет износа, если прокатана канавка шариками, то вся втулка может подлежать замене;
  • шарики вытаскиваются, промываются от абразива и старой смазки, подойдет ацетон, растворитель, керосин;
  • посадочное место вычищается от старой смазки;
  • вокруг по радиусу наносится смазка, в нее удобно укладывать шарики, чтобы они не высыпались;
  • сборка в обратном порядке;
  • проверяем накат, взяв колесо за ось и провернув, если нет посторонних шумов и колесо не останавливается из-за пережатия гаек, можно собирать байк. Если колесо быстро останавливается, то гайки чуть ослабляются, после чего проверяем повторно и так до достижения оптимальной настройки.


Слетающая цепь

Это происходит чаще всего если переключатель передач настроен неправильно. Данная неполадка может возникнуть даже при хорошем состоянии звезд и цепи. Также, цепь может слетать либо дергать в результате сильного износа, и растяжения ее звеньев. Под нагрузкой это ощущается сильнее.


Все дело в том, что после определенного пробега, обычно после 1500 км, данную детали необходимо вообще заменять, что конечно делается только в крайних случаях. Замена изношенной цепи на новую решит данную проблему


Инструмент:

  • выжимка цепи;
  • емкость с керосином или бензином для промывки;
  • инструмент для проверки степени износа цепи.

Устранение:

  • износ цепи проверяется инструментом;
  • износ звездочек системы и самого переключателя проверяется визуально, при наличии большой выработки их тоже нужно менять;
  • растянутая цепь демонтируется выжимкой, удобнее, если есть разъемное звено, оно идет в комплекте к большинству комплектов цепей для современных велосипедов;
  • звезды промываются от грязи и абразива, подойдет ветошь и растворитель;
  • новая цепь устанавливается на чистые звезды, разъемным звеном она фиксируется без использования дополнительной оснастки.


Проблемы с переключением скоростей

Сбившаяся настройка трансмиссии зачастую и является проблемой, которую легко решить с помощью обычной регулировки. Однако бывает так, что полноценно переключать скорости не позволяют проржавевшие тросы или рубашки, забитые грязью.  В этом случае необходима замена или смазка тросов и рубашек, в зависимости от состояния, и последующая настройка. 

Если трос расплелся, скорее всего потребуется его полная замена.

Инструмент:

  • крестовая отвертка 2.

Устранение:

  • переключатель настраивается двумя винтами на корпусе. L - низкая передача, H - высокая. Сначала устанавливаем цепь и положение ручек на самую низкую передачу, винт подкручивается отверткой так, чтобы звезды переключателя были строго в одной плоскости со звездой кассеты/трещетки. Аналогичным образом перекидываем цепь на высокую передачу и выставляем винтом;
  • руками в крайних положениях можно проверить свободный ход переключателя, он должен останавливаться так, чтобы цепь не сбросило на ось колеса или в сторону спиц. Во втором случае это наиболее важно, так как неправильно настроенный переключатель может затянуть во вращающееся колесо, порвать спицы, что приводит к более сложному и дорогому ремонту и даже падению на скорости;
  • тонкая настройка троса осуществляется барашком на ручке переключений, он регулирует натяжение троса в небольшом диапазоне.  

Следует учитывать, что плоскость заднего переключателя, должна быть параллельной плоскости колеса. Если это не так, значит кронштейн, или петух погнут. Небольшой изгиб можно исправить и в полевых условиях, в противном случае необходимо заменить кронштейн.

Инструмент:

  • шестигранник под размер винта петуха;
  • ключ для демонтажа переключателя.

Устранение:

  • петух откручивается от рамы шестигранником;
  • с него снимается переключатель;
  • посадочные места стоит протереть, резьбовые соединения не должны быть сорванными, а резьба замятой;
  • если признаки испорченной резьбы есть (определяется визуально, либо болт крепления прокручивается или не садится на место), то восстановить ее можно метчиком. Для этого используется специальный держатель и метчик необходимого типового размера. Для облегчения нарезания можно использовать масло;
  • новый кронштейн устанавливается на место в обратном порядке.


Стук или скрежет в каретке или колесных втулках

Скорее всего дело в подшипниках, которые необходимо заменить или по меньшей мере отрегулировать. Если при движении колеса или шатунов перпендикулярно плоскости рамы наблюдается небольшой люфт - виной именно подшипники.


Хруст и скрежет часто появляется после использования велосипеда в мокрую погоду


Вода с песком попадает внутрь деталей, после чего высыхает, оставляя песок и грязь внутри. Лучше воздержаться от езды в дождь, и тщательнее промывать велосипед от загрязнений.

Инструмент:

  • ключ для демонтажа шатунов, обычно это шестигранник;
  • ключ для каретки.

Устранение:

  • откручиваем шатуны ключом и снимаем;
  • откручиваем крышки каретки соответствующим инструментом, часто встречаются головки со шлицами;
  • состояние подшипников проверяем после снятия. Если при их вращении в руках чувствуется подклинивание или хруст, то нужна замена;
  • сборка в обратном порядке.


“Стук” руля на кочках

Вероятнее всего речь идет о раскрученной рулевой колонке, либо дело в изношенной амортизации вилки. В первом случае, неполадка устранима в домашних условиях с помощью соответствующих ключей и шестигранников. Люфт в амортизации вилки можно исправить в некоторых случаях только в мастерских, и лишь иногда.

Инструмент:

  • ключ для откручивания выноса руля, обычно шестигранник;
  • шестигранник для откручивания оси крепления стакана, на старых велосипедах это может быть большой рожковый ключ под контрящую гайку;
  • ветошь и растворитель;
  • густая смазка.

Устранение:

  • откручиваем и снимаем вынос с рулем;
  • выкручиваем ось крепления стакана;
  • вытаскиваем вилку вместе с подшипниками и проверяем их состояние;
  • подшипники меняем, для открытых сепараторов или насыпных вариаций используем густую смазку по аналогии с ремонтом втулок;
  • сборка в обратном порядке.

Как снизить вероятность поломок

Конечно, исключить возникновение неполадок и поломок полностью невозможно, однако их можно выявить на самом начальном этапе. Даже если с байком все в порядке, рекомендуем его раз в год сдавать в мастерскую на диагностический осмотр.


Как уже было сказано, также необходимо проводить перед каждой поездкой осмотр своего велосипеда


Детали, на которые следует обращать пристальное внимание:

  • Первым делом проверьте, хорошо ли закручены гайки или эксцентрики на колесах, особенно на переднем. Если колесо болтается, вы рискуете тем что оно может выскочить из вилки при запрыгивании на бордюр. Также проверьте не люфтят ли шатуны, каретки и втулки.
  • Проверяем давление шин, простым нажатием ладони. Покрышка не должна быть слишком твердой,но и не слишком мягкой.
  • Руль и велосипед - две взаимодополняющие части, так что здесь важно сразу проверить насколько прочно и удобно установлен руль. Если он шатается, далеко на таком двухколесном будет трудно уехать.
  • Проверьте хорошо ли закручено сиденье, и если оно установлено на подходящей для вашего роста высоте.
  • Проверяем тормоза - здесь дополнительные пояснения излишни, и они попросту должны работать, постоянно!
  • Проверяем исправность переключения передач. Это можно сделать на ходу, в самом начале выезда.
  • Содержите велосипед в чистоте. Время от времени занимайтесь самостоятельно его очисткой и промывкой отдельных деталей от грязи и жира. Для этого используются специальные средства.

Втулка велосипеда - ремонт, уход и прочие тонкости Один из основных элементов, обеспечивающих безопасное и эффективное катание на велосипеде - втулка колеса