Рама – это фундамент байка, плохую базу не исправить навеской, но хорошую навеску не получится установить на неподходящую основу. Разбираемся в тонкостях выбора каркаса и основных их видах.

Содержание:

Геометрия
Разновидности по форме
Материалы
Стали
Алюминий
Титан
Карбон
Выбор рамы


Геометрия                                                         

Рама – это не просто набор труб, а довольно сложная геометрическая система, в которой каждый компонент просчитан и оказывает влияние на поведение байка на дороге. Именно поэтому опытный райдер сразу скажет, что какой-то байк «нервный», а какой-то «скоростной».

Можно выделить 2 крайности, между которыми бесконечность вариаций и сочетаний:

  • МТБ, горный. Это максимальная устойчивость, его задача выдерживать траекторию на любом рельефе. Однако, посадка более прямая, колесо вынесено вперед, но это снижает эффективность педалирования;
  • Шоссейники. Здесь руль очень нервный, малейший камешек под колесом заставляет траекторию движения измениться, нужно прилагать усилия для ее удержания. Руль вынесен вперед, что позволяет принять горизонтальное положение. В этом случае опора на педали меняется, что дает более высокий КПД в процессе педалирования.


Проще всего распознать поведение рамы по положению педалей и управляемости байка, потому при выборе нужно обязательно попробовать варианты на ходу


Влияние элементов геометрии на поведение на дороге:

  • Верхняя труба. Чем она длиннее, тем устойчивее байк на дороге, чем короче – тем активнее можно маневрировать;
  • Угол рулевого колодца. Сопоставляется наклон стакана к вертикали. Чем больше угол, тем сильнее переднее колесо выдвинуто вперед. Это увеличивает устойчивость, но снижается маневренность;
  • Наклон подседельного штыря. Влияет на сцепление, смещение центра тяжести. Предрасположенность к экстриму зависит и от этого параметра также, не сложно заметить, что у спортивных байков для сложных трасс штырь короткий и наклонен к заднему колесу для большей устойчивости;
  • Колесная база – расстояние между центрами втулок колес. Чем больше величина, тем устойчивее велосипеда, стабильнее, но управляется более лениво;
  • Задние перья. Чем они короче, тем выше жесткость.


Разновидности по форме

Комплектация и форма каркасов представлена множеством вариаций, которые имеют свою направленность в каждом случае:

  • Женские и мужские. Разница между этими конструкциями обусловлена особенностями строения тела, для женщин выпускают байки с заниженной или изогнутой верхней трубой, либо вообще без нее;
  • Подвески. Вилку с амортизатором можно установить на большинство байков, а вот задний маятник есть только у софт-тейлов (без маятника – хард-тейл). В условиях города подвески не особенно нужны и скорее являются следствием работы маркетологов, жесткие байки используют также в кросс-кантри. Для гор и спортивной езды по неровностям нужны амортизаторы, но качественные (в том числе просчитанная конфигурация профессионального каркаса), потому «ашанбайк» с любыми вариантами подвески – это лишь способ привлечь клиентов, а не реально полезная вещь.


Материалы

Большая часть байков собирается вокруг стальной или алюминиевой конструкции, реже встречаются титановые и карбоновые каркасы. Вторая пара относится к дорогому сегменту, как и некоторые экзотически варианты.

Из сталей распространены обычные марки, углеродистые или хром-молибденовые.


Наряду с карбоном встречается углепластик, а еще реже на рынок попадают экспериментальные образцы, часто они исполнены на заказ в единичном экземпляре. В это число входит бамбук, магниевые и бериллиевые сплавы, а также алюминий со скандием



Сталь

Применяются различные марки, но сейчас ведется поиск все новых решений, которые позволят не отставать от полимерных конструкций.

Плюсы:

Минусы:

Ремонтопригодность и надежность. При необходимости для восстановления каркаса достаточно сварочного аппарата и минимальных навыков его эксплуатации;

Подвержены коррозии, особенно если байк хранится на улице, во влажности или на поверхности металла много царапин;

Амортизация. Сталь хорошо гасит вибрации и удары от дороги. Этот параметр повышается с увеличением класса сплава;

Чем проще марка, тем она тяжелее, в среднем на 1-2 килограмма, чем алюминиевый аналог. Производитель компенсирует недостаточную жесткость повышением толщины стенок. Для решения этой проблемы можно заказать батированную стальную раму (с переменной толщиной стенок).

Доступность. Цена стали существенно ниже других аналогов. Именно поэтому из нее делают детские байки и практически все бюджетные модели;

 

Усталость металла накапливается не так выраженно. Потому стальной каркас не ломается внезапно, как алюминий, сначала появляются трещины, потом деформации. Это позволяет своевременно начать ремонт и избежать травм. 

 

 

Стальная рама может изготавливаться из обычных марок, их отличает большой вес, подверженность коррозии и сравнительно низкая прочность. Это бюджетный сегмент, в котором самые дешевые «ашанбайки» для взрослых, либо обычные велосипеды для детей. На таком есть смысл обучать ребенка, но не более, для активного катания они не подойдут.


Стоимость такой рамы может находиться в пределах 3-5 тысяч рублей


Качественнее и дороже рамы из углеродистой стали. Каркас лучше гасит вибрации, обладает большим запасом прочности, но слабой сопротивляемостью коррозии. Часто используются крупными райдерами, так как выдерживают до 150 кг нагрузки. Для экстрима не подойдут, но легко выдерживают городской ритм, даже с прыжками с бордюров на скорости.

Можно использовать для кросс-кантри, так как байк будет ремонтопригоден, однако, увеличенная масса повысит расход сил при дальних поездках с грузом. Цена такой основы начинается от 7-10 тысяч рублей.

Наиболее качественными из стальных считаются хромолевые или хром-молибденовые рамы. Они изначально прочнее аналогов, за счет таких приемов, как батирование, удается снизить массу до приемлемого уровня. Качественно покрашенная основа этого типа долго не будет ржаветь в нормальных условиях хранения. Недостаток в стоимости, на качественную раму она начинается в среднем с 20 тысяч рублей (разумеется, без остальной навески).


Кроме того, производством рам этого типа занимается всего несколько брендов, как Marin


В целом сталь проигрывает только если предполагается использовать байк для спорта, когда каждый грамм веса играет роль. Для городских прогулок, кросс-кантри, легкого бездорожья такая техника подойдет.


Алюминий

Плюсы:

Минусы:

Вес снижен в сравнении со сталью с аналогичными характеристиками. В среднем масса составляет 1,5-2 кг;

Ниже момент инерции, потому стоит прекратить крутить педали, байк начнет быстрее останавливаться;

Цена, несмотря на существенные преимущества перед стальными сплавами, материал остается доступным, часто встречается на бюджетных байках хорошего качества;

Практически не гасит вибрации, что снижает комфорт на неровной дороге;

Не ржавеют вообще.

Накапливается усталость металла, что при экстремальных режимах катания может привести к внезапной поломке и травмам. В среднем срок эксплуатации составляет 5 лет, после чего существенно возрастает риск появления трещин;

 

Легко повредить, вмятина может образоваться даже при незначительном падении или ударе;

 

Ремонтопригодность низкая, сложно найти мастера, который возьмется за сварку и нет гарантий, что в месте поломки не возобновятся трещины после восстановления.

 

Алюминиевых сплавов десятки, но для рам используется ограниченный список со своими сильными слабыми сторонами. Чаще всего используется 6061Т6. Сплав легче варится и из него легче сформировать батированную конструкцию для экономии веса, он технологичнее. Марка лучше подойдет для фрирайдных и даунхильных рам, которые при эксплуатации выдерживают существенные нагрузки.

Алюминий 7005 и 7075 прочнее и отличается большим сроком службы. Однако, второй вариант практически не поддается сварке. Для кросс-кантри и любых хардтейлов разумнее брать 7005, как более долговечный вариант.

Кстати у нас, в прокате велосипедов спб, используются обычно велосипеды из алюминия.

Стоит отметить, что для велосипедного туризма алюминий в целом пригоден мало, так как любая поломка каркаса обычно полностью выводит байк из строя. Потому разумно использовать байки в городе, где нет серьезных нагрузок, как на грунте, а все прыжки ограничиваются соскоками с бордюров.


Качественные варианты начинаются от 20 тысяч рублей, но при желании можно найти существенно более дешевые



Титан

В сравнении с предыдущими вариантами является материалом, сочетающим преимущества стали и алюминия, но без их недостатков. Но и этот металл не совершенен, потому для компенсации его слабых сторон используются сплавы с кремнием, ванадием, молибденом и другими.

Плюсы:

Минусы:

Отлично гасит вибрации, дает велосипеду такие качества, как плавность движений, хороший накат и инерцию;

Очень дорого, в основном встречается на заказных велосипедах, по цене легко может преодолеть планку карбона;

Неуязвим перед лицом коррозийных процессов, выдерживает агрессивное воздействие любых реагентов, которыми посыпают дороги;

С трудом поддается любой обработке, для сварки нужно специальное оборудование и технологии, которых не найти в деревнях в режиме кросс-кантри;

Огромный запас прочности. Если алюминий на разрыв имеет прочность 80-90 МПа, то титан – 600-900 (!);

Ниже динамика разгона.

Высокая устойчивость к ударам и царапинам. Срок службы переваливает отметку в 15-20 лет;

 

Вес готового каркаса (без остальной навески), может начинаться от 900 грамм (!).

 

 

Это явно выбор профи и не только из-за стоимости, ведь начинающий райдер не сможет почувствовать отличие металла, а также проверить потенциал каркаса. Титан отлично гасит неровности дороги, в том числе высокочастотные на скорости. Учитывая прочность, на таком байке можно отправляться в любые дальние велопоходы, так как риск сломать каркас минимален.

Обычно титан используется для профессиональных спортивных моделей, для которых важен каждый грамм веса.


Стоимость соответствующая и на самые простые ригидные версии начинается от 30-40 тысяч рублей, даже средний сегмент обойдется уже около 60-70 тысяч



Карбон

Материал представляет собой композит на основе углеродных нитей, которые укладываются в несколько слоев с определенным положением и конфигурацией. Каждый пропитывается и соединяется с остальными при помощи пропитки на основе полимерной смолы. Это вызывает в том числе сложности с ремонтом, так как поставить обычную стекловолоконную заплатку – не поможет.

Причина в том, что волокна обладают очень большой прочностью вдоль, но при изгибе выдерживают существенно меньшие нагрузки. Именно поэтому карбон сравнительно легко ломается при точечных ударах и падениях.

Плюсы:

Минусы:

Отлично гасит вибрации, упругий материал. По данному параметру существенно превосходит алюминиевые сплавы;

Сложная технология производства, учитывающая температуру запекания, давление, положение нитей и число слоев волокон;

Минимальный вес, приближается к титану, минимальная граница начинается от 900 гр;

Очень вредное производство материала, на здоровье сотрудников оказывает влияние пыль от полимера, а также пары отвердителей и смол;

Стойкость к коррозии и любым химическим реагентам на дороге.

Нельзя нарезать резьбу для креплений навески, потому вклеиваются цилиндры с резьбой. Разница в коэффициентах расширения приводит к тому, что места креплений могут со временем выпасть;

 

Средний срок службы непродолжителен – около 2 лет, но это связано со спортивной направленностью деятельности;

 

В случае ремонта испорченной рамы наращиваются слои на месте пробития, это меняет сечение трубы и воздействующие на нее нагрузки.

 

На данный момент технологии позволяют получить очень прочное соединение волокон, потому есть варианты каркасов даже для экстремальных дисциплин, как даунхил. В целом это решение для ровных дорог, асфальта, но с заявкой на скорость.

Для получения максимальных прочностных характеристик нужно учитывать 2 аспекта:

  • Запас прочности повышается с уменьшением количества смолы, используемой для склеивания и пропитки;
  • Чем больше разнонаправленных слоев, тем выше характеристики.

Стоимость в среднем составляет 40-50 тысяч, но может существенно возрасти в зависимости от производителя и качества конструкции



Выбор рамы

Помимо материала, существенное влияние на поведение вела на дороге оказывает геометрия рамы и ее основных элементов.

Параметры влияют на характеристики:

  • Устойчивость;
  • Сцепление покрышек;
  • Маневренность.

Чем длиннее каркас и ниже его расположение, тем устойчивее велосипед ведет себя на дороге и легче поддерживать прямолинейное движение. Укороченные модели отличает большая маневренность.


Сцепление колес распределяется неравномерно, на переднем сосредотачивается только 35% веса, остальное на заднем. На параметр влияет в том числе жесткость, добавить сцепления помогут укороченные перья заднего колеса


Каретка – это нижняя точка каркаса, если она близко к дороге, то райдер может цепляться ногами при поворотах. Однако, такая форма облегчает торможение, но совершенно не подходит для бездорожья, где риск упасть очень высок.

Выбор рамы должен опираться в первую очередь на потребности. Есть смысл слушать советы по выбору от тех, чей стиль и философия катания хотя бы примерно соответствует вашей.

А если со стилем уже все определено, то нужно учитывать ростовки, как для большинства типов любого другого спортивного инвентаря:

  • Низким людям (155-162 см) достаточно будет каркаса до 51 см;
  • При росте до 170 см можно покупать основу в 53 см;
  • Для ростовок в диапазоне 171-178 см подойдет рама в пределах 55-57 см;
  • Большие каркасы стартуют от 58 см и подходят для райдеров высотой от 180 см.


Проверить выбор ростовки не сложно, достаточно встать рядом с байком. В таком положении от верхней трубы до тела должно быть не меньше 10 см. В противном случае высок риск получения травмы при экстренном торможении и возможном соскальзывании на металлическую перемычку


Существует 3 категории рам:

  • Small. Это группа для низкорослых людей, обычно детей до 160 см;
  • Medium. Средний класс, в котором актуальные ростовки доходят до 170 см;
  • Large. Большие байки рассчитаны на высоту райдера от 170 см и выше.

Рейтинг велосипедов в РФ 2021: топ 10 Собрали для вас топ самых покупаемых велосипедов за прошлый год