Содержание:

Общие моменты

Лавинное снаряжение

Дополнительно

Гид

Поведение при сходе

Поведение в экстренной ситуации

Лавины: типы, особенности

Структура

Причина

Уровень опасности

Самое главное во фрирайде – это вернуться целым и невредимым домой. Сам факт попадания под лавину означает, что райдер допустил целую череду ошибок. Чаще всего это связано с чрезмерным энтузиазмом, невнимательностью, недостаточной оснащенностью или неосведомленностью по поводу выбранного маршрута. Как избежать всего этого и остаться в живых, получив заряд спортивного адреналина, обо всем этом ниже.


Общие моменты

Отправляясь на дикий склон нужно помнить о нескольких вещах:

  • риск схода лавины есть всегда;
  • вероятность выжить даже при попадании в ловушку достаточно высока – 81% по данным Survival Factors and Search and Rescue, CAC;
  • профессионализм всегда играет на руку сноубордисту или горному лыжнику, потому тщательно прорабатывайте маршрут, улучшайте теоретическую базу о лавиноопасных рельефах. Даже банальный вопрос к местным на курорте позволит получить сведения, способные спасти жизнь.

Чем опасны лавины:

  • травматичность. Если на пути несущегося потока окажутся деревья или скалы, очень высок риск травмироваться при неконтролируемом падении, вплоть до летального исхода;
  • удушье. Первое время при попадании под лавину есть возможность дышать, так как снег достаточно проницаем для воздуха. Однако, теплое дыхание человека приводит к растапливанию снега и смерзанию его же в ледяную корку. Постепенно образуется панцирь, не пропускающий кислород, на это уходит в пределах 10-20 минут.

Чтобы спасти человека в этот короткий промежуток времени, необходимо лавинное снаряжение.


Лавинное снаряжение

Обезопаситься можно при помощи современного оснащения.

Например, чтобы максимально быстро обнаружить человека понадобится:

  • трансивер или лавинный датчик. Это электронный прибор, способный как передавать сигнал на другие трансиверы, так и определяющий близость датчика, с которого послан SOS;
  • лавинный зонд или щуп;
  • лопата;
  • набор экстренной медицинской помощи.

Перед выездом, а также посредственно перед спуском нужно удостовериться, что все работает. Аптечку можно осмотреть на предмет просроченных или закончившихся лекарств, все докупить перед поездкой. Лопату и щуп желательно осмотреть, чтобы вовремя найти трещины и заменить инструмент.

Бипер проверяется несколько раз, так как от него в первую очередь зависит скорость обнаружения человека под толщей снега. Уже перед спуском необходимо проверить его реакцию на маячки остальных членов группы и эффективность передачи сигнала бедствия.


После проверки маячок нужно установить под одеждой так, чтобы не потерять в случае попадания в поток. Он должен быть полностью исправен и заряжен


В ряде случаев все перечисленное может оказаться бесполезно:

  • если нет группы и вы отправились в горы соло;
  • нет опыта в использовании. Например, сразу нужно начать поиск попавшего в тело лавины, а не разбираться с поиском нужного режима;
  • если прибор остался невключенным в рюкзаке;
  • если рядом с бипером будет находиться включенный мобильный или другие работающие электронные устройства, даже камера. Дело в том, что вся электроника имеет свойство искажения поступающего сигнала.


Дополнительно

Постоянно ведется поиск новых методов спасения людей и защиты от лавин.

Чтобы продлить период, за который человек под снегом сможет свободно дышать, был создан AvaLung II (разработка компании Black Diamond). Это комплекс, позволяющий до получаса безопасно дышать, что существенно увеличивает шанс быть вовремя откопанным. Для использования нужно взять в рот трубку, однако, есть сложности с использованием. На практике не всегда есть возможность использовать девайс, будучи под гнетом снега.

Опытные райдеры при испытаниях пришли к выводу, что самое безопасное – это начинать спуск уже с «Авалунгом» во рту, но это мешает активно дышать при катании.


Тем не менее, прибор увеличивает шансы на выживание и спасение, что подтверждено многочисленными тестами


Другой тип разработок направлен на то, чтобы исключить глубокое захоронение под снегом. Для этих задач созданы рюкзаки с наполненной воздухом полостью.

Изначально девайс считался маркетинговым ходом, но впоследствии продемонстрировал очень высокую эффективность, что подтверждают даже прорайдеры, столкнувшиеся с реальными экстремальными ситуациями. Недостаток системы в высокой стоимости, но для фрирайдера это однозначно то, к чему нужно стремиться.

Хороший пример качественных рюкзаков – это Snowpulse. Рюкзаки оснащены не только подушкой для всплытия, но и защитой от травм шеи и головы.

В совокупности система дает следующие преимущества:

  • форма продумана таким образом, чтобы райдер поднимался вертикально, головой вверх;
  • защита от травм позволяет избежать опасных повреждений головы/шеи в случае столкновения с препятствиями;
  • надутые подушки часто находятся на поверхности, за счет яркой окраски их легко заметить, в экстренной ситуации это позволяет сэкономить время поиска бипером;
  • используемые баллоны для накачки можно заменить или накачать воздухом повторно, что существенно упрощает и удешевляет эксплуатацию девайса.

Хорошей новостью для начинающих спортсменов, которые пока не готовы раскошелиться на полный набор оснащения, будет прокат. Практически все перечисленное доступно для аренды, но в этом случае обязательно все проверить перед выездом. Чтобы баллоны были наполнены и инструмент был в надлежащем состоянии.

Например, в нашем прокате сноубордов, вы можете взять маячок за скоромные деньги и быть уверенным в своей безопасности.


Гид

Не всегда сами райдеры могут полноценно провести спасательные работы или оценить все факторы риска, чтобы избежать лавиноопасных участков. Регулярно обучаясь и повышая собственную квалификацию, знание гор, спортсмен учится прогнозировать опасные ситуации.

Банальное использование лопаты требует опыта, так как в экстренном случае некогда будет примеряться к ручке, надо сразу взять инструмент и начать спасение.

Добиться этого можно за счет практических тренировок, например, перед выходом на дикий склон попробуйте откопать предполагаемого пострадавшего. Пусть вся группа использует свое снаряжение для такой пробной попытки, более опытный человек должен наблюдать и исправлять ошибки. Такая готовность экономит минуты, которые часто становятся разницей между жизнью и смертью.

Лучше всего воспользоваться услугами гида, который не просто умеет всем пользоваться, но знает горы и конкретный выбранный регион. Удостовериться, что гид грамотный можно с помощью Ассоциации Горных Гидов России, если он является ее членом, то все в порядке.


Очень желательно, чтобы выбранный профессионал так же имел сертификат об окончании лавинных курсов – это документ международного образца Avalanche Operation CAA


Другими важными преимуществами будут:

  • окончание курсов первой медицинской помощи;
  • жетон спасателя;
  • альпинистский разряд;
  • опыт работы с людьми и руководства группами;
  • высокий уровень катания;
  • длительная работа в спасательной службе или группе по лавинной безопасности курорта.

Наличие хотя бы нескольких пунктов из списка гарантирует, что перед вами не любитель, решивший подзаработать, а профессионал, способный спасти и провести по самым интересным маршрутам.

 

Далеко не всегда поездка с более опытными друзьями является альтернативой гиду. Например, если вы сильно отстаете по навыкам катания, то часто на склоне более быстрые спортсмены укатывают вперед, менее опытный остается позади и подвергается большему риску.

Элементарно, друзья могут упустить момент, когда понадобится помощь, будут упущены драгоценные минуты. Потому всегда выбирайте команду примерно равных по возможностям людей, пусть лучше наиболее профессиональным в группе будет гид.


Поведение при сходе

Существует множество типов лавин, наиболее опасными считаются снежные доски. У всех вариантов есть общее – это небольшой промежуток времени, который проходит между тем, как вы услышите глухой удар и тем, когда вас утащит потоком. Это короткий момент, но и он позволяет райдеру улучшить свое положение, либо усугубить его.

Вариантов поведения несколько:

  • трещина появилась прямо под вами, райдер оказался на верхней границе потока. Можно попробовать просто уйти выше, для этого попробуйте просто прыгнуть на доске, чтобы поток ушел вниз, не схватив вас, либо перенесите вес на другую лыжу;
  • поток начал двигаться, а вы находитесь на его верхней границе. Есть короткий миг, чтобы воспользоваться особенностями рельефа пока волна не набрала энергию. Попытайтесь ухватиться за виднеющуюся растительность склона, его естественные выступы, либо вбейте руки кулаками в более плотный слой снега. Это позволит удержаться и, возможно, вас не унесет потоком;
  • склон треснул выше во время движения. В такой ситуации спастись сложно, требуется максимально быстро начать движение в сторону от центра пласта, в идеале спрятаться за возвышением рельефа, скалой, оказаться на безопасном островке в стороне от двигающейся массы. Пытаться обогнать стихию практически всегда бесполезно, это даже не всегда под силу прорайдерам, новичка скорее всего сметет потоком и он окажется в самом эпицентре, где шанс выжить минимален;
  • вы попали в поток, предпринимать что-либо уже нет времени. Тогда избавьтесь от темляков (их вообще лучше не использовать на рельефе с высоким риском схода лавины), скиньте лишнее снаряжение, активируйте воздушную подушку, прикройте рот, чтобы не наглотаться снежной пыли.


Поведение в экстренной ситуации

Многочисленные исследования реальных сходов показали, что самым безопасным временем для извлечения человека является 10 минут. В этот период вероятность выживания достигает 90%, фактически, если нет опасных для жизни травм, за это время можно гарантированно спасти.


После прохождения 10-минутного рубежа вероятность выжить падает практически вдвое – до 46%


Важно понимать, что найти местонахождение захороненного еще не гарантирует его выживания, так как до 70% времени спасательной операции отнимает откапывание. Особенно тяжело откапывать человека, находящегося глубоко в плотном снегу.

Потому действовать нужно эффективно, не растрачивая время на лишние движения:

  • точку, в которой обнаружен пострадавший, отметьте щупом, до конца спасения инструмент нельзя извлекать;
  • расстояние, которое показывает щуп, нужно отступить и начинать копать. Если склон пологий, то значение нужно удвоить;
  • может понадобиться вырыть большую яму, по площади равную квадрату глубины, на которой находится райдер (например, при глубине залегания 2м яма может достигать 2 кв.м.);
  • откапывать начинайте снизу по склону, снег скидывайте вниз, чтобы он не слеживался по сторонам и не мешал двигаться;
  • несколько спасателей могут встать друг за другом, чтобы передавать снег ниже, для этого нужно встать друг от друга на расстоянии вытянутой руки;
  • наоборот, если толпиться вокруг щупа, то будете мешать друг другу, число спасателей не должно быть больше 2-3, но зависит от ситуации;
  • копать нужно максимально интенсивно, потому первый в цепочке должен меняться. Как только человек снижает темп, его сразу нужно заменить и так по очереди;
  • в первую очередь на поверхности должна оказаться голова пострадавшего, чтобы дышать. Работать лопатой здесь нужно максимально осторожно, чтобы не нанести увечья;
  • как только голова освобождена, нужно откинуть снег с груди, чтобы ничего не мешало дыханию. На этом этапе нужно удостовериться, что человек может самостоятельно дышать. Для этого очистите дыхательные пути, рот, начинайте оказывать первую помощь до того, как тело будет полностью освобождено из снежного плена.

На этих этапах решается не только проблема доступа воздуха, но и оценивается общее состояние, выявляются травмы, психологические проблемы, связанные с последствиями захоронения.


Далее человека нужно эвакуировать, медицинские работники окажут полноценную помощь уже в дороге и после транспортировки



Лавины: типы, особенности

Понимание вариантов лавин, их поведения на склоне и способов выявления потенциально опасных участков, может спасти жизнь. Существует несколько классификаций, в частности по их поведению на склоне, степени опасности и структуре снега.

Первый вариант был предложен еще профессором Тушинским в 1949 году, в основе классификации путь движения снега по склону:

  • основа. В этом случае в теле пласта образуется разрыв, нижняя часть массы соскальзывает. Сам склон при этом ровный, без борозд и вырезов, сформированных эрозией;
  • лоток. В этом случае снег движется по строго определенному вектору, который образуется желобами ледника, воронками, оставшимися после разрушения породы;
  • прыгающие. К этому типу причисляются лавины, на пути движения которых есть отвесные скалы или прочие перепады. При скатывании масса находится в свободном падении на таких участках.


Структура

Самым опасным и скоростным считается сход пылевой массы. Снег в этом случае сухой, при движении происходит разбивание кристаллов, они превращаются в облако пыли. Скорость стихии может достигать 250 км/ч.

Под воздействием условий верхний слой может образовывать плотную плиту, кубометр которой может весить до 400 кг. Ниже этого слоя располагается менее плотный, что приводит к проседанию плиты, ее постепенному разрушению.

В критический момент появляется ступенчатая линия отрыва, пересекающая плиту перпендикулярно по большой площади, начинается сход. Этот тип может развивать 200 км/ч.

Существенно медлительнее лавины из точки. Формируются такие структуры в процессе нагрева скал Солнцем, когда снег на уступах и обрывах наполняется талой водой. Он образует каплю, которая становится тяжелее и смещается вплоть до срыва с горы. Поток может разогнаться до 120 км/ч.


Летом можно наблюдать гидронапорные лавины, которые по структуре ближе к селевым потокам. Опасность стихии в том, что она захватывает по пути камни, грунт



Причина

Чуть позже, в 1984 году была предложена другая модель, основанная на причинах возникновения опасного явления:

  • метелевые. Образуются за счет метели и переноса массы, вызванной потоком ветра. Во впадинах скалы задерживается снег, скорость накопления которого зависит от рельефа и интенсивности бури;
  • адвекционные. В пласт просачивается вода, происходит разрушение структуры пласта, нижний слой подтаивает и нарушается связь, удерживающая его на склоне;
  • молодые из сухого снега. Накапливаются в процессе снегопада на старом слое, потому могут отличаться от него по структуре, снижается сила сцепления. Если контакт слабый, высока вероятность схода. Плотность до 200 кг на кубометр;
  • метаморфизм. Опасное явление возникает при деформации структуры снега, некоторые слои в этом случае приобретают более рыхлую решетку. На границе возможен разрыв, провоцирующий сползание;
  • инсоляционные. Сход провоцируют процессы, связанные с поглощением солнечного тепла поверхностью. Это один из медленных вариантов стихии;
  • смешанные. Масса смещается из-за нагрева Солнцем, а также параллельным ростом температуры окружающего воздуха;
  • сжатие. При резком понижении температуры в теле будущей лавины накапливаются напряжения между слоями при повышении их плотности.


Уровень опасности

Однако, и эти классификации не дают полного представления о бедствии и его возможных последствиях.

По степени опасности выделяют 5 групп:

  • незначительные скопления. Это малые объемы снега, которые не могут навредить случайному лыжнику;
  • незначительный сдвиг. Более серьезные масштабы, попав под такой поток можно серьезно пострадать;
  • средний размер. В этом случае масса может повредить не только человеку, но и постройкам, автомобилям, деревьям, оказавшимся на пути;
  • большая лавина. Стихия может разрушить лес площадью до 4000 км2, здания и технику;
  • катастрофа. В эту категорию входят мощные потоки, способные разрушить все на своем пути на площади более 4000 км2.

Похожие категории выделены для оценки опасности непосредственно для человека. Самый низкий уровень – незначительный, когда снег достаточно плотный и устойчивый для занятий.

Обратите внимание, что такого понятия как абсолютная безопасность нет, на любом склоне всегда есть риск того, что верхний слой тронется! Особенно это заметно на критическом рельефе с большими углами наклона, в этом случае пару спортсменов могут спровоцировать бедствие.


На спокойных участках пласты хорошо держат нагрузку при наклоне до 50 градусов, проблемные – опасны уже при угле в 45


Для маршрутов средней опасности характерно снижение стабильности покрова, он обычно более рыхлый, если не по всему объему, то в некоторых прослойках. На крутых углах опасность достаточно высокая, но спонтанный сдвиг все еще маловероятен.

На такой местности нужно учитывать несколько факторов:

  • при угле наклона до 40 градусов склон допускается напрягать, если рельеф и состояние нормальное;
  • если есть проблемные зоны, их лучше избегать при превышении уклона в 35 градусов.

На горах с повышенным риском образования лавины требуется предельная осторожность. На крутых углах есть риск спонтанных сходов нескольких средних лавин, а также одиночные крупные потоки.

Здесь можно кататься только профи, которые прекрасно владеют снаряжением, знают местность региона и бегло ориентируются по состоянию снега. По таким маршрутам часто движение запрещается, можно перемещаться по нормальным участкам с углом до 35, а на опасных – 30 градусов.


Важно учитывать, что снег нестабилен на большей части диких гор, даже незначительная нагрузка может спровоцировать смещение


Иногда вводятся ограничения на перемещение групп райдеров по спускам с повышенным риском, но допустимы одиночные вылазки (помните, что это нежелательно и очень опасно!). В опасных зонах на нормальном склоне разрешены воздействия до угла в 25 градусов, на опасных – не более 20.

Если опасность расценивается, как катастрофическая, любые мероприятия запрещены, так как сход возможен при любой интенсивности воздействия. Как правило, с таких территорий сходят большие и очень опасные массы снега.

Основы фрирайда на сноуборде и лыжах: безопасность и техника Один из самых сложных стилей катания на доске и лыжах - фрирайд, знакомимся с ним во всех подробностях.