Велосипедный туризм является одним из самых сложных способов кататься на своем двухколесном друге. Существует несколько вариантов покорения неизведанного, под каждый из которых нужно выбирать определенный байк.

Содержание:

Туринг

Материалы рам

Геометрия

Переключатель

Колеса

Вилка

Тормоза

Подседельный штырь

Седло

Крылья

Тюнинг

Что взять с собой в поход


Туринг

Для туризма подойдет горный хард-тейл, если путешествовать исключительно по асфальту, то стоит рассматривать вариант гибрида или туринга. Последний однозначно не подойдет для бездорожья.


Обязательно должен быть багажник, нужно рассмотреть варианты рам в отношении наличия креплений


Обычно отверстия находятся недалеко от подседельной трубки и в нижней части рамы, около крепления заднего колеса. Чаще всего точки крепления находятся на внешней стороне перьев, но у некоторых моделей их располагают с внутренней стороны. Это очень неудобно, можно подобрать переходник, но он дорогой и его сложно найти.

Двухподвес не подойдет по той причине, что креплений у него нет.

Стоит отметить, что вариант с внутренним расположением креплений хуже приспособлен для дальних поездок. Обычно это говорит о том, что модель байка не рассчитана на большие нагрузки. То есть такая компоновка подойдет для сравнительно небольших нагрузок.

Стоит отметить, что туризм туризму рознь:

  • можно уехать на пару дней и взять с собой 3-4 кг вещей;
  • совершенно противоположная ситуация, когда поездка на полной автономности на несколько недель и вещей с собой придется брать 10-15 кг.

Для каждого варианта необходима соответствующая рама.


Материалы рам

Существует несколько распространенных вариантов:

  • сталь. Простейший вариант, даже если в поездке вы серьезно повредили раму, в любом селе, автомастерской или небольшом городке найдется сварочный аппарат. За небольшие средства можно будет привести велосипед в рабочее состояние и обраться до дома;
  • алюминий. Варится плохо, нужен хороший навык сварщика и специальное оборудование;
  • карбон. Не варится вообще, восстановить поврежденную раму может оказаться невозможно;
  • титан. По ремонтопригодности дела обстоят хуже, чем с алюминием, но лучше, чем с карбоном.

Сталь хорошо гасит вибрации, но тяжелая. Для походов сталь хороша, так как обладает максимальной ремонтопригодностью. Однако, лучше всего сварке поддаются старые советские рамы.


Маркетологи говорят, что нужен исключительно хром-молибденовый сплав, но это чаще всего рекламный ход


Стоит отметить, что современные сплавы сложно паять, в зависимости от сплава может потребуется сварка в среде инертных газов и даже более сложные методики.

Алюминий плохо гасит вибрации, что сказывается при длительных поездках.

Карбон для длительных поездок практически не используется. Во-первых, он очень дорог. Во-вторых, ремонтировать его практически невозможно. Нужен обширный опыт и множество типов карбоновых полотен различной толщины и типа вязки, а так же множество типов смол.


Преимущество карбона в легкости, потому, если вам важен вес, можно пойти на компромисс и сэкономить немного массы, установив вынос руля или подседельный штырь из карбона


Титан для туринга лучший вариант, так как обладает важными преимуществами:

  • легкий;
  • гасит вибрации;
  • прочный.

Недостаток титана в том, что сложно найти производителя велосипедов, который выпускает титановые рамы серийно. Выпуск на заказ стоит дорого (зачастую карбоновая рама может оказаться доступнее!), в России этим занимается 2 компании.


Геометрия

Выбирайте классическую (мужскую) геометрию, когда верхняя перекладина переходит в перья вилки. Никогда не берите женскую геометрию и тем более складные варианты, так как это приводит к огромным потерям КПД.


Стоит проверить, будете ли вы цеплять пятками за велобаулы



Переключатель

Для туризма важно качество заднего переключателя, стоит посмотреть на надписи на нем.

На одном из плеч должно быть указано:

  • Alivio;
  • Deore.

Дороговизна явно не идет на пользу, обычно такой обвес оказывается менее надежным. Уровень ниже подойдет для походов, но только если быть очень осторожным и не экстремалить.


Колеса

Сложно сказать, какой именно диаметр и ширина подойдет лучше для определенных условий. Конечно, маленький диаметр легче раскрутить, но на поддержание скорости уйдет еще больше усилий. В среднем большинство катает на 26 дюймах.

На поведение колеса оказывает влияние множество факторов:

  • качество покрытия и рельеф;
  • погодные условия;
  • нагрузка.

Важно выбрать колеса попрочнее: с двойными ободами, пистонированные. Если в поездке у вас сломались колеса, то есть вы не поставили небольшую восьмерку, а действительно не можете продолжать движение, то ваш поход закончился.

Купить при такой проблеме хорошие колеса можно будет только в достаточно большом городе, где есть нормальные магазины и сервисы. В дальнем выезде такая возможность есть далеко не всегда.


Удостовериться о том, двойные у вас обода или нет, можно с помощью описания характеристик модели


Если значение не указано, но у вас стоят ободные тормоза, то у двойных вдоль боковины идет небольшая кайма. Если тормоза дисковые, то каймы может и не быть.

С одинарными ободами в поход ходить не стоит. Максимум, когда одинарный обод вам может помочь – это установка на переднее колесо. В походе задняя часть максимально загружена, сзади точно должен стоять двойной обод.


Вилка

Вилка в первую очередь должна быть рабочей и иметь блокировку, особенно, если вы собираетесь катать по грунту и асфальту.


Хорошо, чтобы имелся прелоад, как и регулировка жесткости


Пружинно-эластомерные вилки максимально надежны, как и пружинно-масляные. Они дешевле и лучше держат нагрузки/удары, чем воздушные.

Важным параметром является ход вилки, идеальным является 80 мм, максимум – 100 мм. Больше – не нужно, хватит даже 60 мм, но, если рельеф с очень резкими перепадами, этого может оказаться недостаточно.


Тормоза

Если собираетесь кататься только по асфальту, то хватит V-брейков. Если планируете кататься по грунту или более сложному рельефу, то понадобятся дисковые.

Диски обладают большей эффективностью, комфортнее.


Подседельный штырь

Хорошо гасит вибрации сталь и карбон, титан тоже бы подошел, но промышленно их не выпускают.

Амортизирующий штырь хорош, но он значительно понижает КПД при педалировании.


Седло

Седло может быть двух типов:

  • мягкое;
  • жесткое.

В первом случае можно кататься в обычной одежде, во втором – нужны специальные штаны с памперсом (специальные силиконовые вставки на уязвимых местах). Мы в нашем велопрокате, для клиентов которые берут байк для похода, предлогаем именно широкие сидения.


Не подойдет седло типа «аэродром»


Очень жесткое гоночное седло не подойдет так же, лучше средняя жесткость и с ложбинкой, которая создает дополнительную вентиляцию в теплое время года.


Крылья

Крылья ставить не обязательно, но в дальнем походе с ними однозначно удобнее и чище.


Тюнинг

Всегда нужно исходить из бюджета, так как вариантов обвеса так много, а разброс цен столь обширен, что можно разориться еще до начала путешествия. Чтобы понять, чего не хватает на вашей модели велосипеда, нужно совершить несколько небольших поездок.

Это позволит понять, каким путем идти при модернизации и что обязательно должно лежать в сумках, а без чего легко можно обойтись.


Что взять с собой в поход

Так как тащить весь вес придется на себе, нужно добиться минимального размера рюкзака. Для этого нужно учитывать формат поездки, условия, с которыми предстоит столкнуться.

Для удобства стоит распечатать все необходимое и создать список, в нем можно будет внести необходимые изменения.

Необходимый минимум:

  • спальник;
  • коврик, пенка. Коврик, который можно надуть, хороши самонадувающиеся модели. Недостаток этого варианта снаряжения в том, что их легко проколоть;
  • велобахилы, особенно длинные, которые незаменимы при дожде;
  • велоаптечка;
  • аптечка для велосипедиста;
  • налобный фонарь, фонарь для установки на велосипед;
  • запасные камеры;
  • мультитул;
  • металлическая кружка, армейский котелок с ложкой и вилкой;
  • защита от комаров, клещей или прочих насекомых, не нужна, если катаетесь в холодное время года;
  • насос;
  • туалетная бумага;
  • дождевик, лучше брать более качественные из плотной ткани, чтобы не порвались быстро;
  • теплая одежда, как маска, шапка, термобелье;
  • палатка;
  • газовая горелка.

Из еды лучше всего работают консервы, как тушенка и различные каши, выбор в магазинах обширный


Можно взять с собой чего-нибудь сладкого, чтобы быстро восстановить энергию при необходимости.

Глеб Травин путешествие на велосипеде Глеб Травин – человек из прошлого, который должен быть известен в спортивных кругах среди велосипедистов, но незаслуженно забытый.