Запомнить его стоит хотя бы благодаря амбициозной затее проехать на простейшем аппарате на мускульной тяге по границе Советского Союза, по маршруту, ставшему легендарным. Путешествие не шуточное – 85 тысяч километров, на которые ушли у Глеба годы: с 1928 по 1931.

 

Немного биографии великого путешественника

С детства Глеб любил природу, отец научил его выживать в самых суровых условиях, создавать укрытия, ориентироваться, даже питаться сырым мясом при необходимости. Благодаря обширным знаниям Травин руководил в юности кружком “охотников-следопытов”.

Однако, впервые о велопробеге он задумался после встречи с голландским велосипедистом в Пскове, который объехал всю Европу. Произошло это в 1923 году, тогда Глеб и задумал реализовать более сложную затею – посетить весь мир. Однако, это было невозможно, за границу не выпускали, потому созрела идея объехать границу СССР.

 

 

До своей авантюры Травин был молодым офицером Красной армии, был уволен в запас. После этого работал электриком и приложил руку к госплану электрификации РСФСР на Камчатке. Однако, неизведанное манило, потому молодой человек в 26 лет (1928 год) решил пройти на велосипеде маршрут вдоль границ СССР, начиная от Петропавловска-Камчатского.

Даже по современным меркам – затея крайне амбициозная, не говоря уже о временах, когда доступны были только обычные велосипеды, без электроники, переключения скоростей, шипованных шин. Тем не менее, на своем верном “коне” Травин прошел пустыни и горы, а так же побережье Северного Ледовитого океана. Суровее испытание сложно себе представить!

 

 

Стоит отметить, что поддержкой затея не пользовалась. Научного смысла в путешествие не было заложено изначально, а вся страна занималась выполнением первых пятилетних планов.

Многие смотрели на затею молодого сильного человека негативно. Тем не менее, это была не просто прогулка и проверка себя на прочность, на всем протяжении приключения Глеб останавливался в поселениях и деревнях, читал лекции, вдохновляя заниматься спортом и изучать науки.

 

 

Перед тем, как сесть в седло, Травин пять лет готовился в родном Пскове, наматывая тысячи километров по области. Часть этого срока прошла в армии, где изучались такие науки, как ботаника, зоология, геодезия, география, слесарное дело и фотография. После службы судьба занесла молодого офицера на Камчатку, где тренировки продолжались на складном армейском велосипеде “Лейтнер”.

Человек с железным оленем

Старт путешествия был взят 10 октября 1928-го, предстояло добраться до Владивостока, для чего пришлось воспользоваться пароходом. Далее было пройдено вдоль сухопутных границ 17 тысяч километров: Дальний Восток, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, Украина, Центральная часть и Северо-западная России.

 

Велосипед

Вело американского производства. В интернете ходит много споров, откуда у 26 летнего электрика с Камчатки, есть такие деньги, чтобы заказать велосипед с Америки, да еще и такого качества, что он выдержит такие расстояния. Да и как вообще можно было в те года так просто выписать себе покупку из тех краев.

Конечно, сложно представить себе, какой железный конь может выдержать такое чудовищное расстояние. В дневнике указываются лишь упоминания о  том что, на севере у него сломался руль, после чего, он заменил его на часть норвежской винтовки. Кстати, если хотите покататься на чем то подобном, приходите в нам велопрокат, у нас есть такие ретро девайсы :)

 

 

Так же, логично думать, что должны были стираться звезды и изнашиваться цепь, есть мнения, что он менял эти запчасти по возможности в разных городах, их просто изготовляли (вытачивали). В данное время, велосипед стоит в Псковском музее, посмотреть его может любой желающий.

Владивосток-Хабаровск (23 октября – 6 ноября 1928)

Первый сухопутный отрезок прошел между Владивостоком и Хабаровском. Расстояние около 760 километров, которое Травину удалось пройти за 14 дней. Здесь множество деревень и небольших населенных пунктов, в которых путешественнику удавалось пополнить запасы провизии, а так же начать свою работу по просвещению советских граждан.

Хабаровск-Чита (6 ноября 1928 – 14 января 1929)

Значительно большим отрезком оказался переход от Хабаровска до Биробиджана, Белогорска и Читы. Суммарно было преодолено 2100 километров, на которые Глебу потребовалось 69 дней. Движение проходило по Транссибирской магистрали, где и сейчас немало опасных хищников, а уж в то время было намного больше.

Спасением стал именно велосипед, к которому животные просто не знали, как относиться, потому предпочитали обходить стороной. Из историй, к этому участку относится легенда про преследование тигра, который так и не решился вступать в схватку с непонятным существом на двух колесах. Сейчас здесь есть хорошая трасса, но в советский период двигаться приходилось в лучшем случае по грунтовкам.

Чита-Новосибирск (14 января – 4 апреля 1929)

Третий отрезок еще длиннее, это 2900 километров между Читой, Улан-Удэ, Иркутском, Нижнеудинском, Канском, Красноярском, Ачинском, Кемерово, Угрой и Новосибирском. Последовательный переход занял около 80-ти дней. Диких животных и здесь было предостаточно, что было не только проблемой, но и спасением. Дело в том, что первая половина отличается минимальным количеством населенных пунктов. Большой запас провизии на велосипеде увезти сложно, потому спасала охота.  

Новосибирск-Семей (4 апреля – 18 апреля 1929)

Следующим стал переход от Новосибирска в Семей (во времена переход - Семипалатинск) через Барнаул и Рубцовск. Приблизительное расстояние составляет 700 километров, на которые у путешественника ушло две недели.

Семей-Алматы (18 апреля - 12 мая 1929)

Затем был непростой участок, около 1140 километров от Семея до Талдыкоргана и Алма-Аты. Основная трудность в однообразных степных пейзажах, изматывающем очень сильном ветре и все это сменяется крайне сложными перевалами в горах. Даже в наши дни мало кто выбирает для перехода самостоятельное преодоление этого отрезка, у Глеба на него ушло 24 дня.

Алма-Ата-Ташкент (12 мая - 21 мая 1929)

Достаточно быстро путешественник двигался по участку в 830 км: Алма-Ата – Бишкек – Тараз – Шымкент – Ташкент. На все ушло 9 дней, в наши дни это несколько пересечений границ государств.

Ташкент-Туркменбаши (21 мая - 25 июля 1929)

Следующий маршрут был довольно опасен: Ташкент – Душанбе – Туркменабад – Ашхабад – Туркменбаши. Это 2600 километров, на которые ушло 65 дней. Основная проблема в том, что в регионах всегда было неспокойно, например, сейчас в некоторые районы Туркменистана въезд иностранцам вообще запрещается. Во времена легендарного велопутешествия в Средней Азии разбойничали бандитские формирования басмачей.

Баку-Владикавказ (28 июля - 9 августа 1929)

Далее прошел небольшой морской переход через Каспий, после чего приключение продолжилось в Баку, затем Тбилиси и Владикавказ. Дистанция в сумме 650 км, на нее потребовалось 12 дней. Местность горная и потому сложная, дополняется картина неблагоприятной криминальной обстановкой, впрочем, характерны эти черты для мест и в наши дни.

 

 

Владикавказ-Ростов-на-Дону (9 августа – 22 августа 1929)

Следом было необходимо пройти 750 км от Владикавказа до Ростова-на-Дону, которые прошли через Новопавловск, Пятигорск, Железноводск, Минеральные Воды, Невинномысск. Глебу потребовалось для преодоления 13 дней. Это так же сложный участок, думать нужно было о личной безопасности, сохранности имущества, в том числе колесного. 

Ялта-Харьков (26 августа - 10 сентября 1929)

После описанных отрезков, для Травина начался настоящий рай: Ялта – Севастополь – Симферополь – Мелитополь – Запорожье – Харьков. Суммарно 765 километров по довольно хорошим дорогам и живописным маршрутам. До первой точки этого маршрута добрался спортсмен на пароходе, после чего активно крутил педали в течение 15 дней. Единственные трудности – это гористая местность, потому силы нужно было рассчитывать грамотно.

Харьков-Москва (10 сентября – 23 сентября 1929)

Затем еще семь сотен километров (720 км) Глеб проехал по европейской части нынешней России и смежной Украины (в то время – одно государство): Харьков – Белгород – Курск – Орел – Тула – Москва. До столицы добрался путешественник за 13 дней. Перепады высот минимальны, в основном местность равнинная, можно сказать, что Травин отдыхал на этих отрезках. По собственному признанию, путешественник опасался, что на таких “загородных прогулках” потеряет форму.

Москва-Псков (23 сентября - 12 октября 1929)

Далее последовал переход в тысячу километров от столицы до Пскова – малой родины легендарного велосипедиста. За 19 дней преодолеть удалось Тверь, Вышний Волочек, Валдай, Старую Руссу. Это радостный участок, трудностей в дороге было не много, а в финале – долгожданная родная земля!

Псков-Санкт-Петербург (12 октября – 18 октября 1929)

Однако, расслабляться было рано, ведь впереди еще многие тысячи километров. Потому сразу от Пскова Глеб отправился в Санкт-Петербург. До культурной столицы добираться пришлось шесть дней, за которые удалось проехать 290 километров.

Санкт-Петербург-Медвежьегорск (18 октября - 11 ноября 1929)

Долго наслаждаться красотами Невы не пришлось, начался переход в 1400 километров от Ленинграда до Мурманска через Петрозаводск и Медвежьегорск. Потребовалось для этого 24 дня, что довольно мало, с учетом многочисленных озер на пути. Проехать большую часть из них Глебу удалось по льду, практически напрямик, иначе на объезды ушло бы много времени.

 

 

Северный Ледовитый океан (27 декабря 1929 – 12 июля 1931)

Затем начался настоящий белый ад: переход от Архангельска до Уэлена вдоль побережья Северного Ледовитого океана, в ходе которого за спиной остался Нарьян-Мар, Югорский Шар, Диксон, Русское устье. Переезд с 27 декабря 1929 года по 12 июля 1931. Условия крайне суровые, длительность маршрута более 40 тысяч километров.

 

 

Это самый насыщенный и опасный участок, например, однажды из образовавшейся ночью трещины выступила вода. Замерзнув, она заковала и Глеба вместе с пожитками, одежда была испорчена, от обуви отошла подошва, путешественник получил обморожение ног. Так как из-за этого могла начаться гангрена, Травин сам себе ампутировал два больших пальца.

 

 

Часть пути спортсмен ехал по льду, что позволило набрать скорость и проходить в день по 75 километров. Однако, периодически на пути появлялись полыньи, которые Глеб форсировал вплавь. Для этого конструкцию велосипеда пришлось оснащать надувным баллоном и лопастями на заднее колесо.

Финиш

В финальной точке человек-легенда соорудил каменный знак “В память северного перехода”, под которым остались очередные стертые велосипедные покрышки.

 

Спорные моменты

В пределах 10-13 тысяч было пройдено вдоль Северного Ледовитого океана. Маршрут оказался покорен на велосипеде, пешком, лыжах и собачьей упряжке.

 

 

Стоит отметить, что до сих пор существуют различные оценки путешествия Травина, в частности, сомнения вызывает километраж. Так в “Человеке с железным оленем” Харитановского указывается значение 85 тысяч километров.

В среднем каждый день за три года было необходимо проезжать около 77 км, но это не совпадает с данными маршрутной книжки-регистратора. Заметка газеты “Псковский Набат” (13.10.1929) и вовсе сообщала об уже пройденном маршруте на момент публикации в 80 тысяч километров, а ведь по времени прошла лишь треть путешествия.


Книжка-регистратор сейчас хранится в Псковском государственном музее-заповеднике. Благодаря зафиксированным в ней данным, часть маршрута была преодолена на кораблях, а именно:

- 2600 км от Петропавловск-Камчатского до Владивостока (10-23 октября 1928);

- 280 км – Красноводск-Баку (26-28 июля 1929);

- 580 км – Ростов-на-Дону-Ялта (22-26 августа 1929);

- 850 км – о.Вайгач-о.Диксон (20 августа – 11 сентября 1930);

- 1900 км – залив Лаврентия-Усть-Камчатск (30 сентября – 17 октября 1931).


Так же звучит неправдоподобно, что самостоятельно удалось пройти от Мурманска до Архангельска и от Усть-Камчатска до Петропавловска-Камчатского. Однако, достоверных опровержений нет. Первый отрезок составляет 820 км и на его преодоление ушло время с 21 ноября по 5 декабря 1929, на второй (560 км по берегу или 737 по дороге) – 17-24 октября 1931.

Итоги велопутешествия

Результатом невероятного маршрута стал значок ГТО и вымпел, который вручили Травину. К сожалению, веяния времени не дали полному сил велопутешественнику реализовать свои мечты: в спартакиаде участвовать не получалось из-за запретов на длительное отсутствие на работе, за границу выехать не дали.

Потому цель Глеба - кругосветка на велосипеде, так и осталась несбыточной. В родном Пскове человек-легенда умер в забвении в 1979 году.

 

 

Переход был описан двумя авторами: Александром Харитановским и Вивианом Итиным, соответственно “Человек с железным оленем” и “Земля стала своей”. Однако, и здесь судьба складывалась своеобразно: Итин в 1938 был расстрелян, а все его произведения подверглись опале. Родственники Травина были взбудоражены и крайне напуганы вестями о расстреле писателя, потому уничтожили почти весь архив, который содержал информацию о походе Глеба. Сейчас это может показаться странным, но режим того времени был беспощадной машиной…

 

 

Все же, кое что сохранилось и сейчас некоторые вещи легендарного путешественника хранятся в Музее-заповеднике Пскова: компас, фотографии и некоторые документы, паспорт-регистратор и венец коллекции – велосипед, который прошел вдоль границы Советского Союза вместе со своим удачливым и волевым седоком.