Джейк Бертон стоит у истоков уважаемой дисциплины с тех пор, как она считалась увлечением безбашенного молодняка с горячей головой. Кстати, часто упоминается имя Бертона, как создателя доски для катания по снегу вообще, но американский бизнесмен от этого звания открещивается.

Содержание:

1. Кто создал Burton

2. С чего все начиналося Бертон

3. Сложный период

4. Череда ошибок

5. В гору


Кто создал Burton

 

По его словам, Джейк просто собрал воедино толковые идеи предшественников и создал на их основе усовершенствованный прототип – прадеда современной доски. Работа по превращению сноубординга в олимпийскую дисциплину потребовала два десятилетия, за которые технологии развивались стремительными темпами, а борды становились все совершеннее. За этот период райдер превратил спортивный снаряд из возможности со вкусом “убиться” на снежном склоне в высокотехнологичное спортивное снаряжение. Сейчас марка известна в своих кругах и многие олимпийские чемпионы катают именно на бертонах.


С чего все начиналося Бертон

Любовь Джейка Бертона Карпентера к снежным забавам началась с того, что на Лонг-Айленде из-за снегопадов учеба отменялась. В семилетнем возрасте будущему бизнесмену довелось покататься по горам Вермонта - курорте, на который он отправился с родителями. Радость мальчика была столь бурной, что поездки стали носить регулярный характер, а вскоре и принесло свои плоды в виде звания лучшего лыжника в родном городе.

Летом теплая одежда и пара палок с лыжами сменялись серфингом, конечно, сложно отказаться от экстрима этого формата, когда живешь на побережье Атлантики. Тем не менее, это увлечение родители не особо поддерживали из-за уровня опасности. Джейк по этой причине не мог рассчитывать на хорошую доску, потому катался на лежачих вариантах, мечтая о дорогих моделях, которые позволяли кататься стоя.

Школьные годы у будущего бизнесмена прошли в школе-интернате, из которого Бертона выгнали, а затем и в менее строгой школе. Учеба Джейку не особо давалась, в отличие от нового вида развлечения – снерфера. Снаряд этот представлял собой гибрид сноуборда и лыж, который был доступен по цене – около 15 долларов. Появилось это изобретение в 60-е и к концу десятилетия было запатентовано Шерманом Поппеном.

Фактически, изобретение представляло собой изогнутую доску с металлической окантовкой. Управление которой происходило при помощи веревки. Креплений в конструкции не предусматривалось, потому заезды на этой игрушке были весьма опасны. Со своими друзьями Бертон часто устраивал соревнования на снерферах, пока он не сломал палец. Но это не помешало райдеру продолжить, но для начала Джейк решил улучшить конструкцию, сделав ее безопаснее.


Сложный период

Сложный период для Бертона начался в университете. Попытка попасть в команду лыжников не увенчалась успехом из-за трех переломов ключицы, которые произошли даже вне тренировок. С травмами и невозможностью заниматься излюбленным делом парень потерял и интерес к учебе, после чего оставил ВУЗ.

Ветеринаром стать Джейку так же не удалось... Тем временем отец подгонял сына с выбором дела всей жизни, потому пришлось в экстренном режиме поступить на вечернее отделение экономического университета. При этом планов на будущее у Бертона фактически не было, но случай помог – сестра познакомилась с бизнесменом в 1977, который продавал мелкие компании крупным. Пообщавшись с молодым человеком, управляющий взял его помощником и тут же завалил работой из-за судебной тяжбы.

Знаний из университета было явно маловато и Джейку с трудом удавалось справляться с огромным грузом обязанностей. Несмотря на высокую зарплату, парень оставил свою должность. Однако, он подчерпнул много полезного за время работы, в частности, понял, что и сам может создать небольшую компанию, по примеру стартаперов, с которыми он некогда работал.

Благодаря стартовому капиталу (наследству от бабушки в 120 тысяч), Бертон перебрался в Лондондерри и создал компанию Burton Boards, впоследствии ставшую Burton Snowboards.

Сначала начинающий бизнесмен доработал конструкцию доски, установив на ней примитивные по современным меркам крепления, что превратило игрушку в спортинвентарь. Название Поппена сначала Джейк хотел оставить, но правообладатель пригрозил ему судебным иском. Так появился “сноуборд”...


Череда ошибок

Первые годы работы компании были тяжелыми, Бертон совершал ошибку за ошибкой, которые все же дали ему необходимый опыт.

С самого начала компании был допущен промах – создание ее пришлось на декабрь, как думал бизнесмен, разгар сезона и лучшее время для продаж. Однако, дилеры закупили снаряжение еще в марте, а получили в сентябре, потому рывок в гору не состоялся. Время Джейк потратил на то, чтобы в следующем сезоне показать свое детище миру.

Следующая ошибка оказалась в подборе работников. Изначально основатель фирмы считал, что нужно делать 50 досок ежедневно, чтобы не разориться, а для этой цели нанял друзей и родственников. Бизнес-плана не было, а отношения с близкими испортились, после чего он зарекся брать родных на работу. Исключением стала его будущая жена, которая ушла только через несколько лет, чтобы начать свой бизнес.

Первый выезд “в люди” состоялся после создания более чем 1000 досок, которые были загружены в микроавтобус и сам Бертон поехал предлагать их владельцам магазинов. Через 5 дней пристроить удалось лишь три сотни – не более четверти от всей партии. Так всплыла третья ошибка – неправильная оценка рынка сбыта. Джейк считал, что наибольший интерес проявят его ровесники, то есть парни, кому чуть за 20. Однако, куда больше рвения проявили подростки в районе 15 лет, для которых ценник в 88 долларов оказался неподъемным.

Чтобы окончательно не разориться, глава компании создал новинку в следующем сезоне – упрощенная модель Backyard с ценником в 45 долларов. Это не был товар года, но компания выжила именно благодаря ей. Параллельно продавались 88-долларовые модели, возможности которых Бертон часто демонстрировал самостоятельно.

В 1979 бизнесмен с друзьями принял участие в соревновании снерферов, которое принесло победу. Вырезка из газеты и сейчас висит в одном из офисов компании.

Дефицит средств привел к тому, что сотрудники были распущены, а нанимал Джейк учеников школ. Производственный комплекс находился в доме: цех для производства в сарае, на чердаке – склад, а офис - буквально на кухне. Телефон техподдержки располагался в спальне. Это не помогло освободить нужные суммы денег, потому Бертон подрабатывал официантом и тренировал любителей тенниса. Этот нелегкий труд продолжался до 1980-го, когда была реализована 700-я доска, ставшая знаковой для бизнесмена.

Несмотря на череду ошибок, с самого начала Бертон сделал один верный шаг: он продвигал не борды, а целый новый вид спорта. В результате колоссальных усилий, дисциплина стала заметной и в 1984 году появились первые спуски для райдеров – на курорте Вермонта Страттон Маунтин. За ним последовали и другие.

Кстати, глава курорта собрал совет директоров по вопросу допуска Бертона на склоны, но ни один из присутствовавших не согласился, кроме самого руководителя, так как ни один из директоров не смог толково обосновать свою позицию.


В гору

Это событие стало точкой отсчета, когда дела компании пошли в гору. Справедливости ради нужно отметить, что способствовала улучшению положения женитьба, так как тесть с тещей обладали солидным состоянием и согласились инвестировать в бизнес зятя. Темпы роста марки в этот период составляли почти сотню процентов ежегодно.

Благодаря раннему началу бизнеса Бертон смог получить одно важное преимущество. Так как крупные игроки рынка вроде Адидас или Найк не придали значения порыву райдера, в настоящее время Burton Snowboards составляет до 40 и даже 50-ти процентов рыка. Это позволяет ему фактически диктовать модные тенденции в данной сфере.

При этом фирма сохраняет статус частной, как любовь и важная частичка жизни Бертона, по его собственным словам. От этого и ненормальная по нынешним меркам атмосфера в компании: стиль одежды свободный, можно прийти с собакой на работу, опоздание из-за покатушек на сноуборде – это уважительная причина.

директор Burton на данный момент

Директор Berton на данный момент Greg Dacyshyn.

 

На данный момент марка выпускает не только одни из лучших в мире бордов, но и снаряжение для райдеров. Расценки соответствующие, например, средняя стоимость доски колеблется в пределах 300-550 долларов. При этом есть даже рост спроса, несмотря на кризисное положение.

Периодически успех бренда подчеркивают райдеры на спортивных состязаниях. Например, Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити принесли две золотые медали райдерам Россу Пауэрсу и Келли Кларку, которые катали на “бертонах”. Кстати, в нашем прокате сноубордов спб, вы сможете лично опробовать доски этого замечательного бренда :)

Обзор основных сноубордических брендов Выбираете сноуборд, но не знаете на каком бренде остановиться? Прокатский расскажет вам о основных марках сноубординга!